Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров высказался за введение частной собственности на лесные угодья. Мол, это - гарантия рачительного отношения собственника к ценным ресурсам - свой же хлеб сытнее.
Но у этого же есть и обратная сторона: «Что хочу, то ворочу». Какова в этом плане ситуация и риски? Леса ведь есть и у нас, и власти региона, кстати, связывают с ними немалые планы по, например, международному взаимодействию.
Деревья - не лес
- Поскольку частной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда в России нет, то все они - государственные и их купля-продажа запрещена, - комментирует председатель комитета Заксобрания Приамурья по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии Ирина Киевская. - Однако лесное законодательство предусматривает возможность расположения участков, поросших древесной растительностью, на землях иных категорий: например, на землях поселений, на землях с/х назначения. Соответственно, эта древесная растительность может быть в государственной, муниципальной или частной собственности.
Ирина Александровна с сожалением отметила, что вопросы разграничения собственности на лес не решаются именно на региональном законодательном уровне. Проблема в том, чтобы как раз законодательно разделить понятия «лес» и «древесная растительность».
- Лес рассматривается как экосистема, в отличие от древесной растительности - например, на пашнях или сенокосах, - пояснила И. Киевская. - Принципы разграничения собственности по этим понятиям должны быть сформулированы на федеральном уровне - для единой законодательной базы во всех регионах.
Беды аренды
Выходит, частная собственность на древесную растительность всё-таки есть. Кроме того, властям не запрещено сдавать участки лесфонда в аренду, порой на целые десятилетия. Так, на сайте минлесхоза Приамурья вывешен список договоров аренды на лесные участки.
И вот с арендаторами возникает немало хлопот. Не всегда они добросовестно следят за доверенными им лесами, из-за чего периодически получают миллионные штрафы. По данным ведомства, недобросовестные компании:
- самовольно занимают лесные участки,
- нарушают правила использования лесов, требования законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, правила санитарной и пожарной безопасности в лесах,
- пытаются обойти закон об организации работы пунктов приёма и отгрузки древесины.
Борются с недобросовестными арендаторами всеми доступными способами: патрули, плановые и внеплановые проверки, беседы, раздача листовок, выступления в СМИ. Правда, в первом случае вечная нехватка лесных инспекторов. Но власти обещают, в
- 64% территории Приамурья - леса
- свыше 30,7 млн га - площадь земель лесфонда в регионе
- 1073 пунктов в списке арендаторов амурских лесов
- 10,4 млн рублей - сумма штрафов недобросовестным арендаторам в 2019 г.
- 200 инспекторов - охрана лесов Приамурья, план к 2028 г. - 763 человека
соответствии с Лесным планом области, в течение почти 10 лет увеличить штат лесников более чем втрое.
Между тем ужесточается охраняющее природный ресурс законодательство - в части, например, санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в декабре 2019 г. законодательные изменения закрепили за амурским минлесхозом полномочия по контролю работы пунктов приёма и отгрузки древесины, которые на федеральном уровне не регламентированы. То есть специалисты могут самостоятельно и беспрепятственно заходить на территорию пунктов, где может храниться неучтённая древесина, и не просто проверять документы, но составлять протоколы о нарушениях и выписывать предписания.
- Закон призван не допустить введения в торговый оборот незаконно заготовленной древесины, а также древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, - добавила Ирина Киевская. - Введена схема учёта любой продукции, которую скупают для дальнейшей
продажи. Например, исключаются условия, при которых была возможна купля-продажа неучтенной, потенциально незаконно заготовленной древесины, когда количество фактически купленного по документам значительно превосходило размер проданного.
Компетентно
Декан факультета природопользования ДальГАУ Ольга Дядченко:
- Частная собственность хороша при чёткой законодательной базе. В Приамурье одна из проблем - лесные пожары, уничтожающие древесину. А так как своя рубашка ближе к телу, то собственник, вероятно, будет больше беречь лес. Тогда и пожаров станет меньше. Но тотальный контроль ведомств нужен - даже над частной собственностью.
В то же время, неизвестно, будут ли распространяться на частника требования Лесного кодекса о лесовосстановлении, как это действует сегодня в отношение тех же арендаторов. То есть потенциальные частники могут спасти леса от уничтожения пожарами и «чёрными» лесорубами… для того, чтобы полностью уничтожить их сами по сплошной заготовке.
Лично я склоняюсь к тому, чтобы оставить всё, как есть, но усилить охрану лесов от пожаров, незаконных рубок. А частную собственность ввести лишь на часть лесфонда. Наконец, хорошо бы менять подход и к аренде лесов - в зависимости от целей аренды. Лес ведь нужен не только для заготовки древесины, но и для научных целей.
Дорогой читатель, подписывайся на канал, у нас интересно!