Король Карл XII хоть и был "железной башкой", но башкой отнюдь не дурной. И под Полтавой почти три месяца сидел не зря. Его основная цель - принудить царя Петра к генеральному сражению, к чему царь совсем не стремился.
Петр Алексеевич не хотел ставить судьбу державы в зависимости от случайностей генерального сражения и поэтому сознательно готовился к затяжной кампании, создав на пути шведской армии 200 километровую зону пустой земли, чего не смог император Александр I в 1812 году. Петр I появился у Полтавы только через почти полтора месяца, 4 июня (по старому стилю) и поначалу решил «город Полтаву выручить без генеральной баталии (яко зело опасного дела)» и только оценив трехмесячное сидение шведской армии под "хилой крепостью", решился дать генеральное сражение.
Да, у русского царя была гораздо более многочисленная армия, но в силе как говорится, кроется слабость - в армии было много новобранцев, а у Карла XII аномальную зиму 1708/1709 годов пережили самые стойкие.
Таким образом, шансы были у обеих армий, нужно было ими воспользоваться.
Подготовка сражения шведами
Накануне сражения, 26 июня 1709 года (по старому стилю) король Карл XII, наконец, оправился от последствий своего ранения и лично, находясь на носилках, осмотрел позиции шведов у реки Ворскла, приказав передовым отрядам возвращаться в лагерь, видимо уже тогда решив дать генеральное сражение.
В полдень того же дня состоялся военный совет, на котором, кроме короля, присутствовали фельдмаршал Реншильд, королевский советник Пипер и полковник фон Сигрот - командир Далекарлийского полка, самого заслуженного в шведской армии.
В виду бедственного положения армии и главное, малого запаса продовольствия, на совещании было принято решение - наступать!
Из-за ранения короля командовать на поле сражения должен был фельдмаршал Реншильд (Реншёльд) и вот его характеристика (Петер Энглунд):
"Карл Густаф Реншёльд - умелый и бывалый военный, сурово и усердно служащий королю и короне, сдержанный, сильный, холерического темперамента. По отношению к сослуживцам и подчиненным выказывал недружелюбное высокомерие. Пятидесяти семи лет, родом из Штральзунда в шведской Передней Померании, где его отец был членом государственного суда. Учился в Грайфсвальде и Лунде, но скоро выбрал путь меча. Во время Сконской войны в 70-е годы XVII века с полнотой проявил способность командовать и бесстрашие в бою. По службе продвигался быстро. Подполковником стал в 26 лет. Он был в высшей степени компетентен как полководец."
Фельдмаршал Реншильд известен также убийством русских пленных при Фрауштадте .
Реншильд умер, правда в преклонном возрасте, от последствий контузии, полученной при штурме Веприка.
Командовать пехотой было поручено генерал-лейтенанту Адаму Людвигу Левенгаупту. Вот его характеристика (Петер Энглунд):
"... был во многих отношениях примечательным человеком. Очень искусный и храбрый воин, знающий, уверенный в себе, искренне верующий и умный, непривычно образованный для вояки (прежде у него было прозвище «полковник-латинист»), чем он гордился. Генералу было присуще от природы большое личное мужество: во время боя он всегда вел себя хладнокровно и спокойно и всегда без колебаний бросался туда, где пули роились гуще всего.."
Умер в плену в 1719 году.
Правым флангом кавалерии командовал генерал-майор Карл-Густаф Крёйц, левым флангом - генерал-майор Хамильтон.
План шведов
По шведскому плану вся ставка делалась на неожиданность и стремительность наступления, солдаты должны были пройти между редутами в предрассветных сумерках, сведя потери к минимуму. Кавалерия пройдя редуты и опрокинув русскую кавалерию, должна была охватить русский лагерь с севера, отрезав путь отступления вдоль реки, а в это время пехота штурмует лагерь. Представитель короля Станислава при шведской армии обобщил этот план в таких словах: «Фельдмаршал с конницей должен ударить врага во фланг, пехота — с фронта напасть».
Отступление русской армии по единственному мосту могло превратиться в катастрофу. Такая вот Нарва-2 (см. карту в конце статьи).
Несмотря на то, что для самых распространенных 3 - и 6 -фунтовых пушек было не менее 100 выстрелов на ствол, артиллерию решено было с собой не брать. Вся ставка делалась на внезапность и стремительность наступления. При армии было только четыре пушки для передачи сигналов, в случае необходимости. В шведской армии вообще существовало своеобразное недоверие к артиллерии, так как считалось, что исход боя определяет прямая решительная атака.
Ведь шведам в большинстве случаев приходилось сражаться в меньшинстве, а вступать в перестрелку в таких условиях было заведомо проигрышным делом. Поэтому основной расчет делался на стремительный удар холодным оружием - пиками и шпагами, ружья с примкнутым штыком при этом держали в левой руке.
Армия выдвигается
Что бы не насторожить русские войска, построение и выдвижение армии проходило ночью. Ночной марш не должен был вызвать никаких затруднений, так как за три месяца шведы хорошо изучили окрестности Полтавы.
Кроме того, для достижения полной внезапности, накануне сражения были запрещены всякие осмотры русского лагеря, так как шведы не ожидали никаких сюрпризов от царя Петра. А зря!
Подъем шведской армии был объявлен в 23-00. Что бы не привлекать внимания, пехота выходила в полной темноте из лабиринта небольших лагерей и сразу началась путаница. Пришлось Левенгаупту лично наводить порядок, на что тратилось драгоценное время. Примчался разъяренный Реншильд и совместными усилиями колонны были выстроены в надлежащем порядке. Сразу после этого было устроено ... богослужение, что являлось главной психологической подготовкой к сражению.
"Задача богослужений состояла в том, чтобы внушить солдатам, что война и битва были Божьей волей, что именно Бог в конечном итоге решает, кто победит в сражении и кому суждено умереть. Следовало заставить солдат принять войну и смерть, чтобы не взял верх их инстинктивный порыв спастись.....
В час ночи, когда богослужение закончилось, вся пехота снова пришла в движение. Одна рота примыкала к другой; не издающие ни звука барабанщик и трубач шли впереди, за ними капитан во главе первых отрядов мушкетеров по пятьдесят человек в каждом. Далее шли два отряда пикинёров, между которыми шагал прапорщик, несущий ротное знамя, а за ними следовали остальные два отделения мушкетеров, возглавляемые лейтенантом. Примерно так выглядели они все, ровно 70 рот пехоты, входившие в состав 18 батальонов. Колонна за колонной трогалась с места в молчании. ...
Вместе взятые около 8 200 пехотинцев тяжелой поступью уходили в ночь." П. Энглунд
К русскому лагерю вдоль реки был отправлен валашский полк легкой кавалерии, численностью в 1000 сабель. Он завязал перестрелку с охранением, отвлекая внимания от редутов, где сосредотачивалась шведская пехота.
Шведская кавалерия располагалась в отдельно в двух больших лагерях
"Сразу же, как только прозвучал сигнал, около двенадцати часов в полки полетел приказ «По коням». Все прошло тихо и эффективно..
Всего было 109 эскадронов общей численностью примерно 7 800 человек, разделенных на шесть колонн. Когда все были в седле, колонны двинулись. Некоторые с удивлением обратили внимание на то, что не было богослужения, которым до сих пор никогда не пренебрегали. Уж не к беде ли это? Колонна за колонной уходила, без барабанов и труб: серые призраки, угольно-черные силуэты исчезали в ночной тьме.. " П. Энглунд
Движение пехотных колонн проходило без приключений и примерно в два часа ночи передовые шведские подразделения остановились на исходной позиции для атаки, примерно в 600 метров от русских позиций. Солдатам было приказано лечь, что бы не привлекать внимания и ждать кавалерию.
Шведского короля сопровождала довольно большая свита, в том числе:
"...Там был также ряд иноземных послов и военных, которые сопровождали армию, например, пруссак Зильтман, поляки Понятовский и Урбанович, англичанин Джеффриз, а также оба перебежчика, бывшие русские высшие офицеры Шульц и Мюленфельс."
(П.Энглунд)
Тем временем три из шести колонн шведской кавалерии заблудились в непроглядной тьме и двигались значительно левее, чуть не напоровшись на русские караулы. Восстановив ориентировку, они вышли к пехоте, но время было потеряно.
Пока пехота ждала кавалерию, шведская разведка с удивлением обнаружила четыре новых русских редута, которые, в отличие от остальных шести, стояли не попрек, а вдоль прохода к русскому лагерю (гениальное решение лично царя Петра). Правда, на двух ближних редутах все еще продолжались строительные работы, поэтому вокруг сновали люди, делая обнаружение шведов в утренних сумерках практически неизбежным.
"...И тут же так оно и случилось. Из лесов, окружавших редуты, вылетел всадник, в руке он держал пистолет. Прогремел выстрел, вдребезги расколовший тишину.
Барабанные палочки начали выбивать дробь. Звуки барабанного сигнала тревоги полетели над лагерем, к ним присоединялась все новая дробь других барабанов, пока весь воздух не задрожал от этих тупых отрывистых звуков, смешанных с громкими криками и грохотом сигнальных выстрелов." П.Энглунд
Легенда карты
Слева-два втянутых прямоугольника- два лагеря кавалерии. Хамильтон (три колонны кавалерии)отклонился влево и вынужден возвращаться с большой задержкой.
Над Полтавой много синих прямоугольников- лагеря шведской пехоты Левенгаупт(пехота) вышел в 23-00 27 июня (26 по русскому календарю)
В центре четыре колонны пехоты атакуют передовой редут (недостроенный). Рядом надпись - приступ начался в 4-00 28 июня.
За ними шесть колонн шведской кавалерии.
Красные стрелки у редутов- русская кавалерия выдвигается, чтобы противостоять шведской атаке.
Правее синяя стрелка- ночное нападение валахов на охранение русского лагеря для отвлечения внимания.
Изогнутая стрела вверху - направление планируемого удара шведов Внизу -лагерь запорожцев в 3000 человек. Синяя стрелка - обоз перемещен в Пушкаревку.
Продолжение здесь:
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале"История. Другой взглядъ"