Кому не сидится на одном месте, тот знает, что такое постоянное желание увидеть новое, побывать там, где не приходилось раньше. Жажда #приключений и #путешествий все время зовет нас в новые, далекие и близкие, увлекательные и не очень, дорогие и бюджетные, поездки.
Вот именно таким образом мы оказались во Владимирской области. За пару дней совершили увлекательное турне по нескольким городам Золотого кольца России и приехали в Судогду. Наверняка, не все раньше слышали название этого маленького городка.
Судогда.
А вот мы, хоть и живем за тысячу километров от него, знаем это название с детства, потому что именно отсюда, со стекольного завода. прибыли наши предки в первой трети 19 века на Удмуртскую землю. Ну это отдельная история.
Итак, мы в Судогде.
Город проехали насквозь за несколько минут (да и смотреть там особо нечего), нам нужно было попасть к определенному времени в музей-усадьбу Владимира Храповицкого в Муромцево (село в 2 км от Судогды) на последнюю экскурсию, потому город проехали мимо.
Усадьба Владимира Храповицкого
Она разрушена. Но ее величие ощутимо до сих пор!
Имение Муромцево досталось полковнику лейб-гвардии Владимиру Семеновичу Храповицкому в наследство. Желание сделать на территории около 40 гектаров райский уголок возникло у наследника после осмотра всех его достоинств. А их было много: ровная территория, река, богатый лес ... и обветшалый деревянный усадебный дом. Его было решено снести и выстроить новый. Что это был за дом! Не дом, а целый замок.
Ниже на фотографии - конюшни, принадлежавшие семье Храповицких. С ними связана забавная история.
Рассказывают, что известный и удачливый в те времена, а значит, богатый, лесопромышленник, учёный, человек, владевший кирпичным и стекольным заводами, умнейший человек своей эпохи и щедрейший меценат, Храповицкий, однажды поспорил с соотечественником, проживающим во Франции. Со свойственным всем эмигрантам пренебрежением, тот произнес в разговоре с Владимиром Семеновичем:
Русские никогда не смогут построить что-то, что будет достаточно величественно, функционально и объективно красиво. У русских для этого нет вкуса и денег!
Что ж, - сказал Владимир Храповицкий. - В моем имении Муромцево как раз идёт строительство дома. Я приглашаю Вас на новоселье. Думаю, вы возьмёте свои слова назад. У меня будет дом, не уступающий самым лучшим европейским королевским замкам.
Через несколько лет заморский гость был приглашён на новоселье. Вот что он увидел, подъехав к территории усадьбы.
Невероятно, -сказал он. -Вы смогли меня удивить! Это действительно прекрасный дом, он достоин самых искренних слов восхищения!!
Что вы, - ответил хозяин поместья. - Здесь живут мои лошади. Мой дом дальше.
Итак, это конюшни и каретный мгм.. сарай. Кстати, в начале 20 века наряду с каретами в гараже семьи Храповицких хранилось 6 автомобилей. Можете себе представить их редкость в русской глубинке и невероятную дороговизну в то время. А значит, и размах жизни помещика тоже представите.
Итак, где же дом хозяина ?
Он дальше, скрыт от посторонних глаз в парке реликтовых деревьев. Дерево, кстати, лесопромышленник не только продавал, зарабатывая баснословные деньги, но и сохранял, высаживая на месте вырубоенного леса, новый .
Серебристые тополя растут до сих пор в парке. Вы только представьте, сколько им лет и кто их высаживал!
Дом, собственно
Это огромный дворец, выстроенный в стиле средневекового замка.
Вот про этот каскад прудов я упомянула в заголовке статьи. Видите же их следы, да?
В советские годы их закопали и отдали сельскохозяйственному техникуме. Под грядки. Тут всякую свеклу выращивали...
Варвары, господи!
Замок Храповицкого
Как видите, его состояние - полная разруха и запущенность. Обиднее всего, что в такой вид он пришел не в годы войны или революции, а в 1985 году, когда распался Советский Союз и все, что раньше хоть как-то охранялось и содержалось, перестало быть нужным кому-либо. Надеюсь и верю, что вскоре он будет отреставрирован и каждый посетитель сможет вполне ощутить его величие и великолепие. тем более, что работа над тем, чтобы изыскать средства на реставрацию, а точнее, полную его перестройку, все же ведутся.
Замок имеет два крыла, они ассиметричны: левое - двухэтажное с круглой башней, в которой находился кабинет хозяина усадьбы; правое представляет собой башню в четыре этажа в шотландском стиле.
Хозяева не проживали в замке постоянно, они предпочитали Европу, но на лето все же наведывались в усадьбу. И тогда жизнь здесь кипела: из Москвы приглашались самые известные труппы актеров, многочисленные гости. Для них (в большей степени, чем для хозяев) в замке было около 80 гостиных и жилых комнат, помещений различного назначения. Уже в то время, то есть в начале 20 века, в замке имелось электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, канализация, телефон в комнатах и собственная телеграфная станция.
Для удобства к усадьбе была проведена личная железная дорога, станция называлась ожидаемо: Храповицкая. Кстати, один из рельсов, сохранившийся с той поры, сейчас держит створку ворот усадьбы. На нем даже есть имя владельца завода: Крупп (Krupp). Напомню, что это династия немецких промышленников из Эссена, известная с XVI века.
Кажется, Маяковский что-то осуждающее про Круппов писал.
Территория имения - около 40 гектаров. Помимо замка и конюшен на территории усадьбы располагались теплицы, в которых выращивали ананасы и другие экзотические фрукты.
С центрального входа дома открывался вид на каскад прудов, охотничий домик, дом управляющего, музыкальный и лодочный павильоны,
пристань, водонапорная башня, запасный дом, французский сад, летний театр, церковь.
Постройки и парк освещались электричеством от автономного локомобиля. А вода в пруды подавалась при помощи насоса, самого мощного на тот момент в губернии. После революции насос увезли во Владимир. Обещали, говорят, вернуть. А пруды, как я уже писала выше, закопали.
После революции 1917 года Храповицкий готов был сотрудничать с советской властью, но его опыт, знания и хозяйская рука оказались советскому государству не нужны. Блестящий дворянин, настоящий хозяин эмигрировал во Францию. Он ещё делал попытки спасти имение от разграбления: произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Но «до основания был разрушен» уклад той жизни, знания, опыт, многолетняя практика не нужны были государству, управлять которым могла каждая прачка.
Усадьба была национализирована в 1918 году и очень скоро уничтожена теми, кто пришёл к власти без опыта хозяйственной деятельности. Существующие постройки были поделены между совхозом и лесным техникумом. Очень скоро все пришло в упадок.
Ну а я стою и улыбаюсь на фоне разрушенного замка только потому, что , наконец-то, я в том месте, откуда, возможно, пошёл наш род.
А это, знаете ли, впечатляет: впервые за полтора века представители нашего рода оказались на исторической земле и на территории дома того, для кого трудились твои предки.