Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

В 22 года Герой Советского Союза – война и мир Николая Зайцева из Крупок

Оглавление

Военное небо белорусского парня из Крупок. В 22 года он стал Героем Советского Союза и достиг значимых высот на мирном поприще.

Небо войны…

Оно позвало юных советских парней и девушек в кабины истребителей и бомбардировщиков, штурмовиков и легендарных По-2. Днем и ночью, летом и зимой, в любую погоду громили советские летчики сильного и жестокого врага. Громили в небе и на земле.

Из приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 19 августа 1945 года:

«В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной.

Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население нашей страны от вражеских бомбардировок с воздуха.

Вместе со всей Красной Армией они наносили сокрушающие удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику. Умелые действия авиации способствовали успеху наземных войск и помогли добиться окончательного разгрома врага.

В боях за свободу и независимость Отечества советские летчики показали немало примеров беззаветной стойкости, отваги и подлинного героизма. Они вписали много ярких страниц в историю Великой Отечественной войны.

Советский народ, народ-победитель законно гордится боевой славой своих летчиков.

В ходе войны трудовой энтузиазм рабочих, работниц, инженеров и служащих, изобретательность и талантливость советских авиационных конструкторов позволили вооружить нашу авиацию многими тысячами прекрасных боевых самолетов, которые на своих крыльях несли смерть врагу и бессмертную славу нашему великому советскому народу».

Важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских полчищ сыграла штурмовая авиация, и в частности штурмовые авиационные полки, воевавшие на самолетах Ил-2. Тот же Сталин говорил, что: «Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб».

-2

Их было построено за годы войны намного больше, чем других типов самолетов. Из четырех миллионов боевых вылетов, совершенных за годы войны всеми самолетами советской авиации, около одной трети приходится на долю штурмовиков Ил-2. Расчищая путь пехоте и танкистам во вражеских укреплениях, штурмовики помогали нашим войскам добиваться боевых успехов с меньшими потерями. Во многих боях штурмовой авиации принадлежало решающее слово.

В этом плане весьма любопытно и показательно мнение немецкого авиационного генерала Вальтера Швабедиссена, изложенное на страницах его книги «Русские Военно-Воздушные Силы глазами немецкого командования», вышедшей после войны.

В книге много внимания уделено нашей штурмовой авиации. Вот одно из признаний генерала: «Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточно запечатлена в докладах большинства членов командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выполнять до конца поставленные задачи, их сражающиеся сердца и отчаянная храбрость. Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет Ил-2 был эталоном самолета-штурмовика… Самолет Ил-2 – свидетельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии…»

И действительно: бронезащита, мощное и разнообразное вооружение и высокая живучесть «Ила» вселяли летчикам в бою уверенность, воодушевляя их на ратные подвиги. Каждый третий советский летчик, награжденный в период Великой Отечественной войны Золотой Звездой Героя Советского Союза, был летчиком-штурмовиком, воевавшим на грозном «Иле». Многие из них своей жизнью обязаны «Илюше», поэтому в сердцах летчиков, прошедших огонь и воду Великой Отечественной, навечно осталась любовь и благодарность к своему другу – «Илу», его создателям – конструкторам и работникам заводов.

Немалую долю в дело Победы внесли и летчики 996-го штурмового Каменец-Подольского ордена Суворова 3-й степени авиационного полка, в боевом строю которого сражался наш земляк Николай Зайцев.

Боевые характеристики и награды

«Т. Зайцев летает смело на разведку и уничтожение живой силы и техники противника. Над целью действует энергично и дерзко».

«Принимал участие в налете на аэродром врага в районе города Станислава. Уничтожено 38 самолетов и 10 – подожжено».

«Ведущим четверки Ил-2 и группой уничтожено 4 танка, 12 автомашин, 9 орудий, 17 повозок с грузом и до 70 солдат и офицеров».

«В результате воздушного боя ст. лейтенантом Зайцевым сбит один Ме-109, а группой – 5 истребителей противника».

«Летает отлично, группы по 4-6 самолетов водит хорошо. Над целью работает решительно и умело».

«Т. Зайцев летает по 2-3 раза в день. Делает по 6-10 заходов на цель. Смел, инициативен и спокоен в воздухе».

Свой боевой путь Николай Зайцев начал в феврале 1944 года, а уже в апреле удостоен первой награды – ордена Красной Звезды. В октябре и ноябре того же года награжден орденами Красного Знамени. В победном 1945 году награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и очередным орденом Красного Знамени.

На своем штурмовике Николай Зайцев совершил 185 боевых вылетов. Лично уничтожил 10 вражеских танков, 7 бронетранспортеров, 3 железнодорожных эшелона, 50 автомашин, свыше 40 орудий и минометов, более 500 гитлеровских солдат и офицеров. Участвуя в 15 воздушных схватках, сбил несколько самолетов противника.

За подвиги, совершенные в  годы Великой Отечественной войны, уроженец Крупщины Николай Зайцев в июне 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ему Золотой Звезды и ордена Ленина.

-3

Детство, юношество и путь в боевую авиацию

Родился Коля Зайцев на железнодорожной станции Крупки 10 марта 1923 года. Отец его работал на железной дороге. Вот как вспоминал о том периоде своей жизни сам Николай: «...Я из Крупок, родился в семье путевого обходчика. Домик у нас, как у всех рабочих железнодорожной станции, был крохотный и стоял в каком-нибудь десятке метров от железнодорожного полотна. Детство и юность прошли под грохот вагонных колес…»

А мечтал Коля о небе: «Вблизи Крупок был большой полигон. Там проводились артиллерийские стрельбы по воздушным целям, над полигоном летали самолеты, и я часами наблюдал за всем этим с крыши своего домика. Лежишь с травинкой в зубах, все мысли об одном: скорей бы подошло время призыва в армию! Тогда-то уж в военкомате своего добьюсь. Начитался, само собой, о Чкалове, Байдукове и Белякове И вот везение прямо в класс само пришло. …Март 1941-го. Приходит к нам офицер из райвоенкомата. «Кто, – спрашивает, – хочет в летчики?» От радости у меня запели все поджилки: я хочу! Вот она, моя мечта!»

Строгую медицинскую комиссию Коля Зайцев прошел успешно и был зачислен в авиационную школу пилотов гражданского воздушного флота. Теоретическую подготовку проходил под Минском, на базе 121-й учебной эскадрильи. В конце мая 1941-го года группа курсантов, в которой был и Зайцев, была отправлена в Гомель, где и приступила к непосредственной летной подготовке. Учились летать на У-2. Здесь и застала грянувшая Великая Отечественная война.

О первых днях войны Николай Зайцев вспоминает так: «В одну из первых же тревожных ночей, число точно не помню, немецкие самолеты развесили над мостом через реку Сож светящиеся бомбы и стали мост этот бомбить… Нас охватили растерянность и паника… Поэтому через несколько дней нас, курсантов, отправили доучиваться в город Актюбинск».

Там Зайцев получил удостоверение гражданского летчика. А так как Николай рвался на фронт, то послали его на учебу в школу военных летчиков, которую закончил в 1943 году, освоив штурмовик Ил-2.

-4

Фронтовые эпизоды летчика-штурмовика

Фронтовое огненное небо младшего лейтенанта, летчика-штурмовика Николая Зайцева началось на Украине, под Киевом. Свой первый боевой вылет молодой летчик совершил в составе авиационного звена, которым командовал опытный штурмовик капитан Крылов.

Этот первый бой Зайцев запомнил на всю жизнь. К нему два года готовил в училище инструктор Василий Бордюгов. Готовили и фронтовые авиаторы, такие, как командир звена капитан Крылов, имевший богатый боевой опыт.

На рассвете 17 марта 1944 года младший лейтенант Зайцев в составе звена взлетел с полевого аэродрома. Стояла низкая облачность, валил мокрый снег. Это затрудняло наблюдение, сильно мешало летчикам, но надо было во что бы то ни стало не допустить подхода к переднему краю вражеской колонны, двигавшейся по дороге Каменец-Подольск-Проскуров. Вскоре экипажи Ил-2 достигли указанного района и, вынырнув из облаков, увидели танки, автомашины с орудиями на прицепах, повозки с боеприпасами. Выполнив три захода на цель, наши летчики полностью разбили колонну неприятеля.

Когда же экипажи Ил-2 легли на обратный курс, Зайцев заметил на косогоре две вражеские автомашины и готовых к бою зенитчиков. И решил ударить по обнаруженным целям. Боевой заход на бреющем полете оказался весьма удачным: Зайцев поджег автомашины и уничтожил два зенитных орудия с расчетами. Но он так увлекся боем, что и не заметил, как самолет коснулся земли. Спасло то, что грунт был мягким и что Зайцев сумел быстро сориентироваться и поднять машину в воздух.

-5

На аэродроме его встретил командир дивизии генерал Котельников. Последний поздравил молодого летчика с успехом.

Боевые же вылеты следовали один за другим. И каждый требовал от авиаторов мастерства и бесстрашия. Ведь что такое боевая работа штурмовика: «...атака, каждая из которых длится 5-15 минут, запоминается как бесконечная карусель заходов на цель, пикирование, выход на круг, повторение, уход от цели. Стараться не попасть под огонь зениток, а после прижаться пониже к земле, стать незаметным по возможности для истребителей противника. Это бесконечная череда дней, взлетов-посадок, атак, поминания погибших, желания выспаться, чтобы быть посвежей на следующий день, который может стать последним».

И для достижения победы над врагом они не щадили ни сил, ни своей жизни.

Вот разведка установила, что немцы навели наплавной мост через Днестр, по которому переправляют подкрепление. Звено, в состав которого входил и Зайцев, получило задачу уничтожить мост.

«Гитлеровцы усиленно охраняли переправу, вспоминал Николай Зайцев. Преодолевая зенитный заградительный огонь, мы все же прорвались к цели. На правом и левом берегах Днестра увидели большое скопление техники и живой силы противника. Мешкать было нельзя. Первым устремился на врага старший лейтенант Виктор Морозов. Из пушек ударил он по танкам и автомашинам, находившимся на мосту. Гитлеровцы усилили зенитный обстрел. От прямого попадания загорелся самолет Морозова – и отважный сокол направил пылающий штурмовик на мост с вражеской техникой. Раздался взрыв огромной силы. Это пике в бессмертие однополчанина, москвича Виктора Морозова, я не забуду никогда».

Мужественный воин не пощадил жизни, чтобы выполнить приказ, сорвать готовившееся наступление противника. Зайцев и его боевой товарищ Павел Леонидов жестоко отомстили врагу за смерть боевого друга, уничтожив зенитную батарею противника.

В другой раз самолеты шли над лесом на бреющем полете: засечь автомобильную колонну очень сложно, к тому же отсутствовали точные координаты цели. Зайцев уже почти потерял надежду, но вот из-под лесного ковра блеснуло ветровое стекло вражеской автомашины. Штурмовики засекли цель. Бомбовый груз, общим весом около тонны, был сброшен с очень низкой высоты – и самолет Николая от взрывной волны резко швырнуло в сторону. Машина на некоторое время стала неуправляемой, и лишь ценой неимоверных усилий летчику уже у самой земли удалось вывести ИЛ-2 из штопора. Но эти секунды стали для Зайцева вечностью. В результате молниеносного и точного штурмового удара было уничтожено около двадцати автомашин противника с боекомплектом.

-6

Майским утром сорок пятого года, возвращаясь с боевого задания, Зайцев заметил скопление машин противника, замаскированных в небольшом лесу. «Необходимо уничтожить», – решил старший лейтенант. На бреющем полете приблизился к лесу и сбросил на выявленную цель бомбы, затем нанес удар реактивными снарядами. Как выяснилось позже, он уничтожил хорошо замаскированную группировку гитлеровцев и более десятка орудий противника.

И снова воспоминания Николая Зайцева:

«Война оставила тяжелый след в моей памяти. Во-первых, довелось пережить гибель боевых друзей. Эти переживания и теперь болью отдаются в сердце каждого из нас, кто остался в живых. Во-вторых, грозная обстановка взвалила на наши неокрепшие еще плечи большие трудности. Довелось по четыре, а то и по пять раз в день, вылетать на боевые задания, находиться в воздухе по шесть-семь часов, что само по себе очень тяжело. Все это осталось в памяти навечно. В-третьих, самой высокой наградой для нас были удачные боевые вылеты, когда все мы возвращались живыми…»

Славные земные дела героя

После окончания Великой Отечественной войны наш земляк до 1960 года продолжал службу в Военно-Воздушных Силах на различных командных должностях, освоил реактивные самолеты МиГ-15 и МиГ-17, вырос в воинском звании до полковника.

А вскоре Николай встретил свою большую любовь и будущую жену Лидию Ивановну. Судьба забросила молодую семью на Крайний Север, где Николай Зайцев возглавлял штаб полка морской авиации. Здесь, в одном из продуваемых холодными ветрами гарнизонов, у супругов родились две дочери. И сложилось в жизни так, что Николай, имевший военное образование, по увольнению в запас стал учиться в гражданском вузе почти в одно время со старшей дочерью. Только отец учился в Белорусском государственном университете, а дочь Вероника – в мединституте, куда вскоре поступила и младшая дочь Наталья.

-7

После учебы боевой летчик стал школьным педагогом, а затем – преподавателем в Белгосуниверситете. В 1982 году Николай Зайцев успешно защитил диссертацию по философии и еще многие годы преподавал в главном вузе страны. И хотя не часто студенты видели педагога со Звездой Героя Советского Союза на груди, но в его военной выправке, в отеческом отношении к ним, во всем его облике ощущался мужественный характер и большое жизнелюбие, уважение к коллегам. Без преувеличения: студенты и преподаватели считали Николая Зайцева честью и совестью не только факультета, но и всего университета.

И в мирное время Николай Зайцев был удостоен ряда государственных наград Советского Союза, а также стал кавалером ордена Республики Беларусь «За службу Родине» 3-й степени.

-8

И всегда оставался верным сыном Отечества и своей малой родины, большим патриотом и очень скромным человеком, об этом свидетельствуют и сохранившиеся его размышления:

«Бывает, спрашивают, за какой подвиг присвоено звание Героя Советского Союза. Встреч много, аудитории самые разные: школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов, рабочие или, наконец, мои земляки из Крупок. И возникает этот самый вопрос. Видимо, многие думают, что Золотая Звезда полагалась непременно за какой-то один яркий подвиг. Нет, не всегда. Я получил ее, собственно, за боевые результаты всех своих вылетов. У кого-то стоял за этим героизм одного боя, одного порыва, у других все складывалось иначе. Война – это тяжелая и опасная работа, предельное, а иногда и запредельное напряжение всех физических и духовных сил. Что такое четыре-пять вылетов в день на штурмовике? Усталость неимоверная. Голова, руки, ноги словно свинцовые, выжато из тебя все без остатка. Случалось, не было сил выбраться из кабины самолета, подбегали техники и вытаскивали. Кормили нас хорошо, но было не до еды. Скорей бы прилечь, отдохнуть! Даже пищу иной раз приносили в постель...

...Как всем, кто пережил войну, мне она казалась бесконечной. Что ни вылет –жизнь на волоске от смерти. Но пришел конец и войне. Чувство, что Победу приближал и я, согревает душу по сегодняшний день».

-9

Решением Крупского районного исполнительного комитета за особые заслуги в годы Великой Отечественной войны нашему прославленному соотечественнику Николаю Зайцеву присвоено звание «Почетный гражданин Крупского района». Его именем названа улица на малой родине.

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников