Тема этой статьи невольно появилась из комментариев, оставленных под недавней подборкой креативных скульптур. Реакция на них оказалась очень неоднозначной. Поэтому сегодня я решила познакомить вас с разными взглядами на несколько самых скандальных произведений современности.
В понимании многих, искусство должно быть красивым, позитивным и радовать глаз. Сразу скажу, что это заблуждение и никогда так не было. Ценность искусства в отражении мира и оно всегда отражало умонастроение эпохи. Так что пожинаем то, что сами и посеяли. В целом человечество, я имею в виду.
1. "Большая глина №4"
Начну с наболевшего — это самая обсуждаемая и скандальная скульптура на российских просторах за последние годы, установленная на Болотной площади в Москве. Её автор знаменитый швейцарский художник Урс Фишер.
Это произведение концептуального искусства посвящено глине и является символом творческого процесса. Скульптура воспевает начальную форму материала, из которой рука мастера имеет возможность создать любой шедевр.
А идея выставить её на площадке перед выставочным залом центра современного искусства является обычной мировой практикой. Скульптура-путешественница до этого уже побывала на Манхеттене и во Флоренции. Там тоже была неоднозначная реакция, но не до такой степени агрессивная.
Для большинства, первая невольная ассоциация связана с продуктом жизнедеятельности человека, покрытым серебрянкой и психологи утверждают, что это нормально. Но это смятые рукой мастера кусочки глины, отлитые из алюминия.
И тут мнения разделяются. Одни видят в этом уродство, портящее вид, другие символичный арт объект с гениальной идеей и посылом. Всё зависит от привязанности к определённым формам, и желания увидеть другие грани, скрытые от первого поверхностного взгляда. Не скажу, что я испытываю визуальный восторг от этого объекта, но признаю его право быть.
2. "Пространственная концепция"
Другой автор, вызвавший не меньшие споры — итальянец Лучо Фонтана с его колото-резаной живописью.
И вот это называют искусством! Как вам? Долго культурологи гадали — что бы это значило и что мастер хотел этим сказать. Оказывается это прорыв в другой мир, который открывается нам через изображение на холсте и свобода творить любыми средствами и формами! Вот только почему порезы на всех полотнах автора носят разный характер пока никто объяснить не смог. Но его работы получают престижнейшие награды и продаются за 15-24 млн. долларов.
3. "Моя кровать" Трейси Эмин
Инсталляция изображает кровать женщины, с которой из-за депрессии не вставали неделю. Грязное бельё и презервативы вызвали шок и возмущение публики. Но и её работы уходят за бешенные деньги. А критики отмечают, что ценность её произведений в душевной обнажённости и искренности. Эта кровать для художницы — лучший способ показать чувства женщины.
Мои выводы.
Даже представители искусства относятся к этим произведениям неоднозначно. Одни считают, что это бесталанные художники, не способные создать что-то ценное. Они прячутся за возможностью списать всё на идею, а заодно, благодаря скандалу приобретают известность. И многие сейчас наверняка разделяют их точку зрения.
Другие благосклонно относятся к таким новшествам. И третьи восхищаются смыслом заложенным в эти объекты и заставляющим задумываться.
В любом случае цель искусства достигнута — оно не оставило равнодушных! А эти произведения заставляют мыслить, а не просто смотреть и получать удовольствие. Ведь задумываясь о смысле увиденного мы расширяем свой внутренний мир!
Поделитесь: что вы думаете обо всех этих произведениях и какие взгляды вам ближе?