Найти в Дзене
Наталья Швец

Меч Османа. Книга третья, часть 27

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Прозорливая Росколана вновь оказалась права. Все и верно только начиналось. Казнь Мустафы словно открыла двери всем бедам, который буквально повалили на дом Османов.

Вскоре стало ясно — поход на шаха Тахмаспа близок к провалу. Дело в том, что султан, испытываемый муками совести после казни сына и не совсем удачно проведенной военной компанией, в ходе которой подлый шах, предпочел крупным сражениям тактику малой войны. Он надеялся, что подобным образом сумеет разбить врага, но получилось все наоборот.

К осени турецкая армия начала терять боеспособность и стала отступать. Понимая, что Иран одолеть не получится,Сулейман распорядился начать переговоры. Они закончились заключением Амасьинского мира. 29 мая 1555 года Кавказ был поделен следующим образом: запад остался Османам, восток отошел персам. Таким образом, Сулейман получил выход к Персидскому заливу, а шах Тахмасп сохранил Тебриз и весь Азербайджан…

Но едва падишах выдохнул, как пришла новая беда. После смерти Мустафы словно по волшебству на свет появилось сразу несколько шехзаде, которые называли себя чудесно спасенными принцами. Все это красноречиво свидетельствовало Мустафа и верно серьезно угрожал престолу и единству империи. В стране нашлось много людей, которые реально видели в нем будущее государства, а остальных шехзаде считали слабыми и неспособными править. Сам султан вообще в расчет не брался...

Первое время союзники принца просто не понимали, как дальше жить. Однако вскоре оправились и по стране пошли слухи, что Мустафа выжил. В Румелии даже расположился отряд странников, которые путешествовали по стране и как будто от кого-то скрывались. Все это не могло не настораживать.

Поначалу лже-Мустафа не общался с народом и даже скрывал свое лицо плотным шарфом, явно боясь разоблачения. Естественно,люди хотели с ним познакомиться, и, чем дольше шло время,тем больше было их желание увидеть якобы выжившего шехзаде. В итоге лже-Мустафа осмелел, перестал прятаться и даже поведал людям, как удалось избежать казни.

Фантазии самозванца стоило позавидовать… Ведь все янычары видели, как наследник вошел в шатер султана, а после вынесли его бездыханное тело. Однако, у нового Мустафы, которого, судя по всему хорошо подготовили враги империи, имелась версия о своем чудесном спасении.

Неожиданно воскресший шехзаде собирал возле себя группы людей и нагло утверждал, что благодаря матери заранее узнал о планах отца и на всякий случай решил подстраховаться. По его приказу в шатер пошел другой человек, который был на него сильно похож. кстати, говорил он, идея эта тоже принадлежала его мудрой матери. Верные янычары, которые находились на расстоянии, не заметили подмену. Узнав о случившемся, он вместе с отрядом верных людей бежал и переждал нужное время. Многие из тех, кто знал шехзаде лично, прекрасно понимали — перед ними обычный мошенник, пусть и сильно похожий на покойного. Кто-то понимая, чем это может для него обернуться, тут же побежал с докладом к султану, однако были и такие, кто не стал разоблачать обманщика…

Но было много и таких, кто ему верили. Чувствуя поддержку, наглец осмелел и собирал целые толпы, рассказывая байки о своем чудесном спасение. Как говорится, достойное занятие для наследного принца и мужчины!

Слухи о выжившем сыне мгновенно дошли до Сулеймана. Султан пришел в ярость от этих новостей, ведь он лично присутствовал при казни шехзаде и точно знал, что тело его сына покоится в могиле в Бурсе. Пришлось подвергнуть допросу Махидевран. Несчастная рыдала и клялась, что не причем и просила дать денег на строительство мечети в память погибшего сына. Она уверяла - мечеть станет красноречивым подтверждением его гибели.

А почему бы и нет? сказала на это Хюррем, сторонники принца поймут, что он самозванец и отойдут от него...

В какой-то степени это сработало, однако не в полной мере. Требовалось решать вопрос кардинально. Султан был очень зол на своих командиров, которые могли подавить бунт еще в самом зародыше, но чего-то медлили. Тогда он пригрозил расправиться с обманщиком, а заодно и не со слишком расторопными поданными.

Страх перед гневом повелителя был настолько велик, что преданные ему войска тут же отправились в поход. В глубине души султан очень боялся, что янычары перейдут на сторону лже-Мустафы, но они оказались достаточно умными и прекрасно понимали, кто он на самом деле. Так что восстание, пусть и с трудом удалось подавить, самого его пленили, подвергли жестоким пыткам и казнили. Такая же участь ожидала и его последователей.

Кстати, тот факт, что армия восставшего была довольно быстро разгромлена, красноречиво свидетельствовал — лже-Мустафа был обычным авантюристом. Его реальный сын никогда бы не выпустил из рук меч Османа и смог бы оказать достойное сопротивление, так как был обучен всем тонкостям военного искусства.

Однако на этом восстания не прекратились. В 1557 году в Анатолии поднялось восстание, которое в этот раз поддержали сефевиды. Потом на свет появились еще три лже-Мустафы. Столь частое появление двойников лишний раз свидетельствовало — настоящего принца давно нет в живых и только глупец мог поддерживать бунтовщиков.

Публикация по теме: Меч Османа. Книга третья, часть 26

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке