Алиса Теплякова в восемь лет сдавшей ЕГЭ и поступившей в МГУ – не первый жестокий эксперимент на детях амбициозных родителей.
Наиболее известен жителям России опыт воспитания в семье многодетных педагогов Никитиных. Борис Павлович мечтал о трудовой школе по методике Макаренко. Результатом стала методика раннего развития, которую разрабатывали и практиковали на собственных детях. Гениев не воспитали, а травму нанесли.
- Все семеро детей известной семьи ̶ против ускоренного обучения, публичности и недостатка социализации.
- Старший сын Алексей сначала сбежал от родителей к бабушке, а потом в Лондон. Ему явно не хватило материнской любви, поэтому он женился на женщине, которая старше его на 10 лет.
- Юля, одна из самых развитых девочек в семье, теперь работает методистом в библиотеке. С ужасом вспоминает о трудностях в общении с одноклассниками.
- А самая младшая Любушка уже в 18 лет выскочила замуж и, похоронив амбиции, стала домохозяйкой.
Примерно в то же время, что и Никитины, венгерская пара Полгар решила из трёх дочерей вырастить успешных шахматисток. Несмотря на то, что сами родители не были профессионалами в игре, эксперимент удался.
- Кроме выдающихся результатов в шахматах, старшая дочь Сьюзен говорит на семи языках. О ней снят документальный фильм «Мой выдающийся мозг: Сделайте из меня гения».
- Юдит смогла обыграть Анатолия Карпова и Гарри Каспарова.
- София получила звание международного мастера по шахматам в Израиле.
В книге «выдающие результаты» Джефф Колвин приводит истории других детей, которых родители лишили детства.
Вернёмся в семью Тепляковых. Что цепляет меня как психолога?
- Маленькая возрастная разница между детьми. Наталья всегда с грудным младенцем на руках. Но ребёнок в возрасте до трёх лет воспринимает себя как единое целое с матерью. Появляющийся новорождённый брат или сестра лишают малыша необходимого контакта с матерью. Как следствие у ребёнка будет травма отверженности.
- Ответственность не по возрасту. Старшие дети занимаются с младшими. Маме некогда, да и не хочется. Что получаем? Ответственность не по возрасту, отсутствие личного времени и интересов. Можно передать привет созависимости и регрессу, который обязательно случится (вопрос только «когда?»).
- Однобокость. Ради высоких баллов дети лишены возможности развития других областей мозга: у них нет игр, лепки, вырезания, рисования, ̶ того, что развивает мелкую моторику, творческий потенциал. Это как если бы человек в каком-то виде спорта тренировал одну ногу. Всё остальное тело «не служит» достижению результатов. Любая однобокость лишает человека большинства возможностей.
- Нет режима жизни (учебы, развлечений, отдыха). Для семерых разновозрастных детей невозможно обеспечить нормальный режим, да ещё в условиях однокомнатной квартиры. Повзрослевшие дети не смогут работать на обычной работе. А на другой НЕ смогут, полученные знания надо уметь применять на практике.
- Нет личного времени, пространства и границ. Каждый человек нуждается в личном, только ему принадлежащем месте и в возможности распоряжаться временем по своему усмотрению. Все члены семьи Тепляковых этого лишены. Что будет? Будут проблемы с личными границами, свободным волеизъявлением и внутренней мотивацией.
- Отсутствие материнской любви. Судя по некоторым репликам, Наталья детей своих не любит, играть с ними не хочет, считая это пустой тратой времени. Она мечтает о помощи государственной нянечки. Обратите внимание, не о помощи по дому, ведь много времени поглощает быт, а именно нянечки, ̶ человека, который вместо неё будет заниматься её детьми. Она сразу приучает детей читать, ведь «Когда дети, начиная с трех лет, могут сидеть и читать, это очень сильно помогает. В доме тихо и спокойно». Неудивительно, что папа приносит книги рюкзаками, а Алиса прочитывает по 200 страниц в день. Чем-то нужно занять своё время и оправдать ожидания родителей, быть для них хорошей.
- Отсутствие домашних обязанностей у детей. Они не умеют готовить, стирать, делать уборку. Они не ухаживают за котами. Значит, пока семеро человек, а в дальнейшем и больше (Тепляковы планируют еще рожать), будут не в состоянии жить самостоятельной жизнью, заботиться о себе.
- Нарушение развития психических процессов. Интеллект и психика – разные вещи. Можно развить интеллект, и Алиса тому хороший пример. Но психические процессы созревания личности взломать не получится. Алиса была и пока остаётся ребёнком, которой интересны мультики и книжки для детей её возраста. Став взрослой - она останется нелюбимым ребёнком. Потребуются годы и деньги на реабилитацию
- Нарушение социализации. Отсутствие общения со сверстниками и другими людьми, не входящими в состав семьи, делает талантливых Тепляковых неприспособленными к жизни. Ведь армия, ВУЗ, колледж, школа и детский сад это не про обучение. Всё перечисленное – институты социализации.
В процессе социализации ребёнок
- обучается другим моделям поведения,
- развивает социальную гибкость и
- повышает адаптивность.
А это, согласитесь, намного важнее, чем поступление в МГУ в 9 лет.
#тепляков #мгу #теплякова