Годовалый рубеж, хоть и весьма условный, но все же один из самых удивительных в жизни ребенка. Посудите сами, всего за 365 дней ребенок проделывает огромный путь от беспомощного младенца до человека, который пусть и не уверенно, но все же стоит на своих собственных ножках и даже пробует ходить.
Малыш растет развивается! Причем не только физически, развивается его личность. В 1 год ребенок произносит первые осмысленные слова, его ручки уже на многое способны, у него есть опыт самостоятельных действий, малыш может дотянуться до игрушки, вытащить ее из коробочки и т. д.
Шаг за шагом маленький человек начинает осознавать себя отдельной, самостоятельной личностью. И если взрослые не до конца понимают всю важность наступившего момента, не хотят или не успевают перестроиться за бурным развитием ребенка, может случиться первый кризис.
Конечно, кризис не наступает ровно в год с боем курантов. Это может случиться и 11 месяцев, и в полтора года.
Проявления кризиса первого года жизни
1. Малыш становится упрямым, вредным, часто сердится (хотя раньше в той же ситуации играл), может демонстрировать признаки агрессии (замахнуться на маму, дернуть кота за хвост).
2. Устраивает беспричинные капризы и истерики, любит это делать на публике. Но направлена истерика отнюдь не на чужих людей, а на маму. Именно ее реакция имеет значение для ребенка.
3. Знает значение слова «нельзя», но с огромным наслаждением делает все наперекор маме: нельзя тыкать пальчики в розетку, а я тыкну. Маме надо быть очень внимательной в этот период.
4. Пытается многое сделать самостоятельно, но может отказываться от выполнения необходимых процедур: одеваться на улицу, мыть ручки.
Почему ребенок в год становится таким
На втором году жизни малыш приобретают ту самостоятельность, которой раньше был лишен. Для него стали достижимы многие вещи. Например, теперь он может потихоньку протопать в ванную комнату и в одиночку начать «осваивать» стиральную машину или корзину с бельем.
У ребенка появляется много новых возможностей, стремительно насыщается его эмоциональная сфера, он начинает действовать в соответствии со своими собственными желаниями.
Такие потребности возникают у малышей, примерно, в 1 г. и 1мес. – 1г. и 3мес. и в корне меняют взаимоотношения ребенка и взрослых.
Самая правильная родительская тактика – быть готовыми к тому, чтобы предоставить ребенку в год больше свободы действий, даже в ущерб своего спокойствия и комфорта. Поощрять малыша к самостоятельным действиям, хвалить за инициативу, но при этом строго следить за его безопасностью.
У многих малышей навыки ходьбы совпадают со временем отнятия от груди, что знаменует собой еще один шаг на пути к самостоятельной, не зависимой от мамы жизни.
Впрочем, не все детки отстаивают свои «младенческие» права на личную свободу с боем и истериками, некоторые малыши вполне мирно переживают свое взросление. Многое зависит от темперамента ребенка, наследственности и… поведения родителей.
Истерики в год
Во-первых, посмотрите на своего ангелочка и вспомните, что ему всего-то один годик (возможно, с маленьким хвостиком). И даже тогда, когда он бьется головой о пол, замахивается кулачком, орет диким голосом в магазине, делая из вас объект для нападения со стороны сердобольных старушек, помните, перед вами любимый несмышленыш, которому надо помочь пережить собственное взросление.
Поведение ребенка во время кризиса — это не простое непослушание.
Истерика в год для малыша — средство выразить рождающееся чувство независимости, желание заявить о себе. Ведь объясниться с мамой и папой при помощи слов малыш пока, увы, не может. Поэтому в этот непростой для ребенка период реакция родителей на капризы должна быть более гибкой.
В отличие от нас, взрослых, нервная система малышей еще незрелая, и приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми.
Как справиться с истериками в год
Самый быстрый способ — игнорировать их, причем с улыбкой. Но быстрый – не значит немедленный. Наоборот, не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его «старания» не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. А вы — ни жеста, ни взгляда, ни слова. Если истерика произошла на улице, просто усадите малыша в коляску и езжайте домой. Без зрителей, с учетом равнодушия мамы к крикуну, истерика завершится гораздо быстрее.
А когда спектакль закончится, ведите себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируйте произошедшее.
Есть еще вариант воздействия на истерику, к которому, увы, часто прибегают родители: «На, только не ори». Довольно опасный способ высушить слезки. Малыши очень быстро учатся манипулировать родителями. Крохи должны получать желаемое в доброжелательной атмосфере, с полного согласия взрослых.
Что развиваем в год
Сенсорные ощущения, моторику мелкую и крупную, зрительно-моторную координацию (ребенок смотрит, понимает, что нужно делать и делать своими ручками), координацию движений, зрение, слуховое восприятие, познавательные способности, мышление.
На данном этапе малышу необходимы игрушки, стимулирующие сенсорное (чувственное) развитие, так как сенсорные впечатления — это основа познания мира. Чем точнее малыш различает свои ощущения, то есть понимает, что он слышит (поет птичка, кипит чайник, собака лает и т. д.), видит (солнышко светит, идет дождик и т. д.), осязает (одеяльце мягкое, камешек твердый и т. д.), обоняет (цветочек пахнет вкусно), воспринимает на вкус (ягодка сладкая, ягодка кислая и т.д.), тем быстрее он сможет развиваться.
- На втором году жизни ребенка продолжаем знакомить с названиями одежды, мебели, посуды, некоторых животных и растений.
- Учим подбирать по подобию (соотносить) два основных цвета (любые), различать и подбирать резко контрастные формы (шар, кубик, кирпич).
- Показываем, как играть с конструктором, строить из кирпичиков домики, башенки, ворота, паровозики и др. Когда ребенок занят «строительством», необходимо следить за тем, чтобы он пользовался обеими ручками.
- После года малыша знакомим с цветами, которых он еще не знает.
- Продолжаем развивать мелкую моторику и крупную.
- От года до двух лет знакомим с плоскими и объемными фигурами: шар, круг, овал, куб, квадрат и т.д.
- Продолжаем знакомить с различными материалами и структурами предметов (стеклянный, железный и т. д.).
- Существенным моментом для психического и речевого развития являются простые игры, например, кормление куклы, укладывание ее спать.
Источники:
1. Child development 1–2 years
https://www.healthywa.wa.gov.au/Articles/A_E/Child-development-1-2-years
2. Your Child's Development: 1.5 Years (18 Months)
https://kidshealth.org/en/parents/development-18mos.html
3. Psychological development
https://www.britannica.com/science/psychological-development