Найти тему
Nika Bolzan

Какой ребенок в год? Первый кризис. Как справляться с истериками.

Оглавление

Годовалый рубеж, хоть и весьма условный, но все же один из самых удивительных в жизни ребенка. Посудите сами, всего за 365 дней ребенок проделывает огромный путь от беспомощного младенца до человека, который пусть и не уверенно, но все же стоит на своих собственных ножках и даже пробует ходить.

Малыш растет развивается! Причем не только физически, развивается его личность. В 1 год ребенок произносит первые осмысленные слова, его ручки уже на многое способны, у него есть опыт самостоятельных действий, малыш может дотянуться до игрушки, вытащить ее из коробочки и т. д.
Шаг за шагом маленький человек начинает осознавать себя отдельной, самостоятельной личностью. И если взрослые не до конца понимают всю важность наступившего момента, не хотят или не успевают перестроиться за бурным развитием ребенка, может случиться первый кризис.

Конечно, кризис не наступает ровно в год с боем курантов. Это может случиться и 11 месяцев, и в полтора года.

Проявления кризиса первого года жизни

1. Малыш становится упрямым, вредным, часто сердится (хотя раньше в той же ситуации играл), может демонстрировать признаки агрессии (замахнуться на маму, дернуть кота за хвост).

2. Устраивает беспричинные капризы и истерики, любит это делать на публике. Но направлена истерика отнюдь не на чужих людей, а на маму. Именно ее реакция имеет значение для ребенка.

3. Знает значение слова «нельзя», но с огромным наслаждением делает все наперекор маме: нельзя тыкать пальчики в розетку, а я тыкну. Маме надо быть очень внимательной в этот период.

4. Пытается многое сделать самостоятельно, но может отказываться от выполнения необходимых процедур: одеваться на улицу, мыть ручки.

Почему ребенок в год становится таким

На втором году жизни малыш приобретают ту самостоятельность, которой раньше был лишен. Для него стали достижимы многие вещи. Например, теперь он может потихоньку протопать в ванную комнату и в одиночку начать «осваивать» стиральную машину или корзину с бельем.

У ребенка появляется много новых возможностей, стремительно насыщается его эмоциональная сфера, он начинает действовать в соответствии со своими собственными желаниями.
Такие потребности возникают у малышей, примерно, в 1 г. и 1мес. – 1г. и 3мес. и в корне меняют взаимоотношения ребенка и взрослых.
Самая правильная родительская тактика – быть готовыми к тому, чтобы предоставить ребенку в год больше свободы действий, даже в ущерб своего спокойствия и комфорта. Поощрять малыша к самостоятельным действиям, хвалить за инициативу, но при этом строго следить за его безопасностью.

У многих малышей навыки ходьбы совпадают со временем отнятия от груди, что знаменует собой еще один шаг на пути к самостоятельной, не зависимой от мамы жизни.

Впрочем, не все детки отстаивают свои «младенческие» права на личную свободу с боем и истериками, некоторые малыши вполне мирно переживают свое взросление. Многое зависит от темперамента ребенка, наследственности и… поведения родителей.

Истерики в год

Во-первых, посмотрите на своего ангелочка и вспомните, что ему всего-то один годик (возможно, с маленьким хвостиком). И даже тогда, когда он бьется головой о пол, замахивается кулачком, орет диким голосом в магазине, делая из вас объект для нападения со стороны сердобольных старушек, помните, перед вами любимый несмышленыш, которому надо помочь пережить собственное взросление.

Поведение ребенка во время кризиса — это не простое непослушание.

Истерика в год для малыша — средство выразить рождающееся чувство независимости, желание заявить о себе. Ведь объясниться с мамой и папой при помощи слов малыш пока, увы, не может. Поэтому в этот непростой для ребенка период реакция родителей на капризы должна быть более гибкой.

В отличие от нас, взрослых, нервная система малышей еще незрелая, и приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми.

Как справиться с истериками в год

Самый быстрый способ — игнорировать их, причем с улыбкой. Но быстрый – не значит немедленный. Наоборот, не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его «старания» не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. А вы — ни жеста, ни взгляда, ни слова. Если истерика произошла на улице, просто усадите малыша в коляску и езжайте домой. Без зрителей, с учетом равнодушия мамы к крикуну, истерика завершится гораздо быстрее.

А когда спектакль закончится, ведите себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируйте произошедшее.

Есть еще вариант воздействия на истерику, к которому, увы, часто прибегают родители: «На, только не ори». Довольно опасный способ высушить слезки. Малыши очень быстро учатся манипулировать родителями. Крохи должны получать желаемое в доброжелательной атмосфере, с полного согласия взрослых.

Что развиваем в год

Сенсорные ощущения, моторику мелкую и крупную, зрительно-моторную координацию (ребенок смотрит, понимает, что нужно делать и делать своими ручками), координацию движений, зрение, слуховое восприятие, познавательные способности, мышление.

На данном этапе малышу необходимы игрушки, стимулирующие сенсорное (чувственное) развитие, так как сенсорные впечатления — это основа познания мира. Чем точнее малыш различает свои ощущения, то есть понимает, что он слышит (поет птичка, кипит чайник, собака лает и т. д.), видит (солнышко светит, идет дождик и т. д.), осязает (одеяльце мягкое, камешек твердый и т. д.), обоняет (цветочек пахнет вкусно), воспринимает на вкус (ягодка сладкая, ягодка кислая и т.д.), тем быстрее он сможет развиваться.

  • На втором году жизни ребенка продолжаем знакомить с названиями одежды, мебели, посуды, некоторых животных и растений.
  • Учим подбирать по подобию (соотносить) два основных цвета (любые), различать и подбирать резко контрастные формы (шар, кубик, кирпич).
  • Показываем, как играть с конструктором, строить из кирпичиков домики, башенки, ворота, паровозики и др. Когда ребенок занят «строительством», необходимо следить за тем, чтобы он пользовался обеими ручками.
  • После года малыша знакомим с цветами, которых он еще не знает.
  • Продолжаем развивать мелкую моторику и крупную.
  • От года до двух лет знакомим с плоскими и объемными фигурами: шар, круг, овал, куб, квадрат и т.д.
  • Продолжаем знакомить с различными материалами и структурами предметов (стеклянный, железный и т. д.).
  • Существенным моментом для психического и речевого развития являются простые игры, например, кормление куклы, укладывание ее спать.

    Источники:

1. Child development 1–2 years

https://www.healthywa.wa.gov.au/Articles/A_E/Child-development-1-2-years

2. Your Child's Development: 1.5 Years (18 Months)

https://kidshealth.org/en/parents/development-18mos.html

3. Psychological development

https://www.britannica.com/science/psychological-development