Найти тему

Он был любимым учеником Репина и отцом соцреализма в живописи


Казалось, было два художника по имени
Исаак Бродский (1883-1939). Первый – любимый ученик Репина, с которым дружил долгие годы, автор прекрасных пейзажей и лиричных портретов. Второй – автор бесконечной серии картин, изображающих Ленина, Сталина, Ворошилова, Зиновьева. Это его слова: "В Академии преподают художники различных творческих установок. Я уверен, что направление в школе может быть только одно — это направление социалистического реализма... Правильно увиденная и понятая жизнь, изображенная со всей правдивостью, — вот подлинный путь к социалистическому реализму".
Вряд ли Бродский был неискренен. Он принял и Февральскую, и Октябрьскую революцию, стремился найти свое место в новом мире. Нашел. Но из его картин ушла музыка, ушла поэзия. Это была трагедия, о которой прямо сказал Чуковский, зашедший однажды в мастерскую художника: «Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“... И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию».
Но забывать Исаака Бродского несправедливо. Как бы то ни было, в лучших своих вещах он оставался художником, свободным от идеологии.

Зима
Зима
Весна
Весна
Золотая осень
Золотая осень
На даче
На даче
Новолуние
Новолуние
Опавшие листья
Опавшие листья
Оттепель
Оттепель
Портрет жены
Портрет жены
Последние дачники
Последние дачники
Псков. Ветлы
Псков. Ветлы