Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала. Хотел сегодня поговорить о комплектной трансформаторной подстанции (КТП). Уверен многие её видели, но далеко не все знают, что там внутри. Рассмотрим конструкцию и немного поговорим о назначении компонентов.
К КТП подходит высоковольтная линия, обычно 10кВ. От линии шлейфы спускаются к разъединителю 10кВ. Разъединитель — это коммутационный аппарат, которым обесточивается КТП. Далее от разъединителя шлейфы спускаются к шкафу КТП, точнее на проходные изоляторы. По пути к проходному изолятору шлейф ответвляется и присоединяется к ограничителям перенапряжений (ОПН), часто можно встретить фарфоровые разрядники. Что те, что другие используются для защиты от перенапряжений. В обычном состоянии они как изоляторы, стоят под напряжением, но ток не проводят. Если в провод ударяет молния, напряжение значительно повышается, ОПН или разрядник открывается и через него в землю уходит ток. Проходной изолятор — это изолятор, который в данном случае позволяет высоковольтному проводнику пройти через преграду в виде стального шкафа (оттого и проходной, пройти через).
Если рассмотреть в большом масштабе, то шкаф КТП состоит из высоковольтного щита, трансформатора и низковольтного щита.
Так вот, пройдя через проходной изолятор электроэнергия попадает на предохранители. Которые установлены в контакты, закрепленные на опорных изоляторах (опорный, потому что держит что-либо). Предохранители защищают от высоких токов. Далее электроэнергия поступает на трансформатор, где из 10кВ преобразуется в 0,38кВ и проводниками входит в низковольтный щит.
Здесь так же стоят разрядники, которые защищают от перенапряжений уже по стороне низкого напряжения, со стороны воздушной линии 0,38кВ. Электроэнергия проходит через рубильник, токовые трансформаторы и поступает на автоматические выключатели, от которых непосредственно питается воздушная линия.
Токовые трансформаторы устанавливаются для учета электроэнергии, своими вторичными обмотками они подключаются к электросчетчику, который производит учет.
Так же здесь имеется схема питания сети уличного освещения. Она состоит из электросчетчика, реле, пускателя и автоматического выключателя. Реле бывают разные, но их можно разделить на 2 группы, одна группа — реле работающие от времени, вторая группа — реле работающие от уровня освещенности. Какое бы реле не стояло, логика работы одна, реле дает управляющий сигнал на катушку пускателя, пускатель срабатывает и замыкает свои силовые контакты. Электрический ток начинает течь через электросчетчик, пускатель, автоматический выключатель на линию 0,38кВ, где продолжает свой путь отдельным проводом. В автоматических выключателях (АВ) обычно установлено 2 защиты — максимально токовая (срабатывает мгновенно, но ток замыкания должен быть очень большой, что не всегда удается при большой длине линии) и защита от перегрузки (срабатывает всегда, но с выдержкой времени) Конструктивное исполнение в АВ этих защит и почему максимально токовая защита срабатывает не всегда рассмотрим в следующих статьях. Вот так выглядит КТП изнутри.
Хотел бы еще раз напомнить, что КТП — опасное электрооборудование, не стоит к нему приближаться, особенно пытаться куда-то залезть и чем-либо «потыкать». Там есть части с высоким напряжением, которое может ударить даже на расстоянии. Будьте бдительны, лучше вызовите специалистов.
Спасибо за внимание. Не забудьте поставить «нравится», автору будет приятно. На канале Вы найдете много интересных и познавательных статей об электричестве. Вы также можете предлагать темы, о которых хотели бы почитать. Всем добра.