Найти тему
На перекладных.

Венецианское кружево как объект промышленного шпионажа

Оглавление

В этом красивейшем ремесле-искусстве венецианцы в оказались "впереди планеты всей". Во всяком случае так они сами считают. Большинство специалистов на их стороне. Игольное кружево родилось именно в Венеции.

Конечно, у него были предтечи-предшественники. Самые разные виды ажурной вышивки: от филе до буратто, от стрэнга до ришелье.

Стежок в воздух.

Венецианские купцы носились по всему свету, присматривались, что-то привозили. Мастерицы пробовали. Главные мастерские сконцентрировались на островке Бурано. Раньше в этом живописном месте жили рыбаки и кружевницы. Если верить легенде обучится своему мастерству кружевницам было не сложно - сказалась привычка часто чинить рыболовные сети.

Разноцветные домики Бурано. Фото из открытых источников Сети.
Разноцветные домики Бурано. Фото из открытых источников Сети.

Кружевницы работали и в монастырях. Свою школу - мастерскую в 1592 году организовала Морозина Морозини, жена дожа Марино Гримани. Руководила обучением опытная кружевница Катарина Гардин.

Тинторетто. Портрет  догарессы Морозины Морозини.
Тинторетто. Портрет догарессы Морозины Морозини.

Начиналось все скромно. Первые кружева тонкой полоской с заостренными зубцами окаймляли воротники и манжеты. Особой гордостью хозяев были скатерти, салфетки и вошедшие в моду носовые платки, украшенные кружевом.

Венецианское кружево. Источник : Wikimedia Commons. Автор фото Алиса Бендер.
Венецианское кружево. Источник : Wikimedia Commons. Автор фото Алиса Бендер.

Время шло. Мастерицы совершенствовались, кружево становилось шире, усложнялись узоры.

Венеция в конце 15 - начале 16 веке диктовала моду всей Европе. Здесь не было королевского двора, не было придворного этикета и строго диктата в области одежды. Венецианцы могли проявить свою индивидуальность, заявив о своем имущественном положении. И они пускались во все тяжкие. Бархат, шелк, парча и, конечно. кружева. Они делали божественно - одухотворенными лица женщин и подчеркивали на контрасте энергию, силу и значительность мужских образов.

Кружева вызывали острую зависть богатых соседей. Французы просто сошли с ума, когда Екатерина Медичи продемонстрировала на очередном приеме роскошный кружевной воротник в виде раскрытого веера.

Екатерина Медичи. Неизвестный автор. Фото из открытых источников Сети.
Екатерина Медичи. Неизвестный автор. Фото из открытых источников Сети.

Такие веерообразные воротники получили большое распространение. Позже их назовут "воротниками Медичи". Но Екатерина здесь не причем. Свое имя кружевному аксессуару дала другая Медичи - Мария, тоже королева Франции, более молодая красивая современница Екатерины. Для придания воротнику нужной жесткости в него вставляли проволочный каркас.

Мария Медичи, королева Франции.  Фото из открытых источников Сети.
Мария Медичи, королева Франции. Фото из открытых источников Сети.

Крахмалить кружева начали позже. Это придумает камеристка еще одной королевы, Елизаветы Первой, Английской - голландка Данген ван Плесс. Она же изобретет и щипцы для плойки воротников, и будет обучать дам на платных курсах премудростях обращения с ними.

"Армадный портрет" Елизаветы Первой. Автор Дж. Гауэр. Фото из открытых источников Сети.
"Армадный портрет" Елизаветы Первой. Автор Дж. Гауэр. Фото из открытых источников Сети.
Брак по доверенности. Автор П. Рубенс. Мария снова в любимом воротнике своего имени. Фото из открытых источников Сети.
Брак по доверенности. Автор П. Рубенс. Мария снова в любимом воротнике своего имени. Фото из открытых источников Сети.
Коронация Марии Медичи, Автор П.Рубенс. Воротник на месте. Фото из открытых источников Сети.
Коронация Марии Медичи, Автор П.Рубенс. Воротник на месте. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Марии Медичи. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Марии Медичи. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Марии Медичи. Автор Ф. Пурбус. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Марии Медичи. Автор Ф. Пурбус. Фото из открытых источников Сети.
Портрет молодой женщины. Автор Ф. Поурбус. Фото из открытых источников Сети.
Портрет молодой женщины. Автор Ф. Поурбус. Фото из открытых источников Сети.
Елизавета, королева Богемии. Неизвестный автор.  Стоячий воротник Елизаветы из ретичеллы - венецианского кружева украшен королевским гербом со львами и единорогами. Кстати, платье на ней  из венецианской  шелковой парчи. Фото из открытых источников Сети.
Елизавета, королева Богемии. Неизвестный автор. Стоячий воротник Елизаветы из ретичеллы - венецианского кружева украшен королевским гербом со львами и единорогами. Кстати, платье на ней из венецианской шелковой парчи. Фото из открытых источников Сети.
Портрет  королевы Франции Екатерины  Медичи. Фото из открытых источников Сети.
Портрет королевы Франции Екатерины Медичи. Фото из открытых источников Сети.

Со временем воротник Медичи приобретает больший объем, полностью охватывая шею. Обратите внимание на кружевной платок в руке.

Elisabeth von Bourbon. Автор Ф. Пурбус..
Elisabeth von Bourbon. Автор Ф. Пурбус..

Дальше больше. Воротники стали еще объемнее и великолепнее. Такой воротник назвали "фреза" - мельничное колесо.

           Cornellic de Vos. Portrait of Bessela Pelgrom, Фото из открытых источников Сети.
Cornellic de Vos. Portrait of Bessela Pelgrom, Фото из открытых источников Сети.

Это плоеный гофрированный кружевной воротник, действительно напоминающий мельничный жернов или "колесо телеги" - еще одно его название. На старинных картинах можно проследить этапы рождения этой удивительной модели.

Шея открыта, но гофрировка уже есть. Фото из открытых источников Сети.
Шея открыта, но гофрировка уже есть. Фото из открытых источников Сети.
Екатерина Медичи бросает пробный шар. Фото из открытых источников Сети.
Екатерина Медичи бросает пробный шар. Фото из открытых источников Сети.
А здесь уже настоящий "беспредел". Фото из открытых источников Сети.
А здесь уже настоящий "беспредел". Фото из открытых источников Сети.

"Мельничные колеса" пришлись по душе всем и задержались надолго. кстати, они требовали огромного количества кружева.

Мужчины тоже не отставали. Воротники, жабо, манжеты, даже раструбы сапог - все украшалось кружевами.

Портрет Шарля д*Альбера. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Шарля д*Альбера. Фото из открытых источников Сети.

Фердинандо Первый Медичи, великий герцог Тосканский. Фото из открытых источников Сети.
Фердинандо Первый Медичи, великий герцог Тосканский. Фото из открытых источников Сети.

Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский. Фото из открытых источников Сети.
Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Гастона, герцога Орлеанского , в детстве. Франс Пурбус младший. Фото из открытых источников Сети.
Портрет Гастона, герцога Орлеанского , в детстве. Франс Пурбус младший. Фото из открытых источников Сети.

Король Франции Людовик Тринадцатый. Франс  Пурбус Младший, Фото из открытых источников Сети.
Король Франции Людовик Тринадцатый. Франс Пурбус Младший, Фото из открытых источников Сети.

Изготовление кружев в ручную было делом очень непростым и небыстрым. А вся Европа жаждала украситься кружевами. Спрос явно превышал предложение. Поэтому кружева стоили безумных денег. В какой-то момент 1 грамм кружев был эквивалентен одному грамму золота. Не зря их называли "золотом Венеции". Венеция очень удачно это "золото" экспортировала. Рынок сбыта был огромным: Англия, Швеция, Фландрия. Ну и, конечно, Франция. Эта страна "поглощала" кружева в огромном количестве. Французские монархи, можно сказать, передавали неутолимую страсть к кружевам по наследству, из поколенья в поколенье. Безумным поклонником венецианских кружев был Людовик 14 - Король - Солнце.

Деньги из французской казны перетекали в карманы предприимчивых венецианских купцов. Довольные венецианцы относились к производству кружев вполне серьезно. В 1617 году были выпущены книги - каталоги образцов узоров и орнаментов. Один из авторов - Чезаре Вечеллио - брат великого Тициана. Книги моментально раскупались и неоднократно переиздавались. Но сам способ изготовления кружев венецианцы держали в строжайшей тайне. Мастерицам законом было запрещено покидать Бурано, они не могли принимать иностранок в качестве учениц.

Кардинал Ришелье решил бороться с создавшимся положением. Сначала на ввоз кружев были введены высокие пошлины. Потом ввоз просто запретили. Но подсевшие на кружева, французы начали покупать этот изысканный товар контрабандно. Наконец, было принято единственно возможное решение - заняться промышленным шпионажем. План привели в исполнение. Франция получила свои центры по производству кружева. Подобные центры появились и в других странах. С монополией Венеции в этой области было покончено.

На общих основаниях.

Выдержала ли Венеция возросшую конкуренцию? Да, хотя это было очень нелегко. Ее, как прародительницу ремесла, сковывали уже какие-то установившиеся традиции, а неофитов, не сдерживало ничего. Кружевная индустрия сделала огромный шаг вперед. И тем не менее кружевное дело в Венеции продолжало жить. В доказательство можно привести отрывок из замечательного романа Э. Золя "Дамское счастье".

Грандиозная выставка белых товаров достигла здесь своего апогея в ослепительной белизне тончайших драгоценных кружев. Это было наиболее опасным искушением, желания бешено разгорались, женщины прямо сходили с ума. Отдел был превращен в белую капеллу. Тюль и гипюр ниспадали сверху, образуя белое небо, легкую завесу облаков, застилающую своею тонкой сетью утреннее солнце. Вокруг колонн, в белом трепете простершись до самой земли, спускались волны мехельнских и валансьенских кружев, похожие на пачки балерин. На всех прилавках, со всех сторон блистала снежная белизна испанских блонд, легких, как дуновение ветерка, брюссельских аппликаций, с крупными цветами на тонкой основе, кружев ручной работы и кружев венецианских, с более тяжелым рисунком, алансонских и брюггских, блиставших царственным и поистине церковным великолепием.

Как видим, в этом гимне кружевам изделия венецианских мастериц занимают не последнее место.

Кружево, сделанное мастерицами Бурано, продолжало привлекать поклонниц, среди которых леди Гамильтон, госпожа Бисмарк, Маргарита Савойская.

Сокрушительный удар всей отрасли нанесло появление машин. Рынок был наводнен изделиями машинного производства. Вот конкурировать с машинами было очень трудно. В 1972 году в Бурано закрылась школа, где обучались кружевницы. Искусство уступало место чистому ремеслу.

Но менее, чем через 10 лет венецианцы опомнились: нельзя терять такое редкое и старинное умение. Вновь была открыта школа, приглашены старые мастерицы. Сейчас здесь на острове открыт прекрасный музей истории кружева, в котором целые залы заполнены чистой рукотворной красотой. Если посчастливиться прорваться через пандемийные преграды и попасть в Венеции, заглянуть сюда следует обязательно.

А Вы как считаете, есть ли будущее у кружева, сделанного вручную по старинным "рецептам"?

Жду Ваших комментариев, подписывайтесь на канал!