1,8K подписчиков

Почему «Тихий Дон» Сергея Урсуляка хорош, и рейтинг не меньше, чем у экранизации Сергея Герасимова

14K прочитали
Перечитав роман М. Шолохова «Тихий Дон», у меня появилось огромное желание написать про экранизации этого великого произведения. Перед тем, как защитники советского кинематографа нападут, и станут закидывать камнями, сразу обозначу главную мысль: сравнения двух экранизаций неизбежно (ибо затрагивают одно и то же произведение), формула «хуже-лучше» здесь неуместна (просто потому, что режиссёрский подход абсолютно разный).
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Чаще всего новые экранизации не выдерживают никакой критики (вспомнить хотя бы недавно вышедшую «Угрюм-реку»). Так что же такого привнёс Урсуляк в «Тихий Дон», что заслужил хвалебные отзывы, и сравнял рейтинг с монументальным творением С. Герасимова?

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Про рейтинги: КиноПоиск

«Тихий Дон» (1957) – 8.14
«Тихий Дон» (2015) – 8.11

1. Гуманизм

Да, в экранизации 2015 года герои стали живее, переживаний и душевных терзаний больше, и это очень сильно импонирует народу. Современный зритель уже не воспринимает «восковые куклы» (типа застывшей Элен Курагиной в экранизации Бондарчука, хотя это считается энциклопедичным кинематографом), народу хочется простых человеческих эмоций.

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Убрана идеологическая составляющая (чего Сергей Герасимов, по понятным причинам, позволить себе просто не мог). В новой экранизации во главу угла поставлены человеческие чувства и переживания, а не бесконечная борьба идеологических воззрений.

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Трогательной получилась цена, где Пантелей Прокофьевич (Сергей Маковецкий) беседует со своим сватом Мироном Григорьевичем Коршуновым (Александр Завьялов), обсуждая дальнейшую судьбу их детей. Когда Коршунов сетует на то, что дочь его «живёт же у тебя в холопках!», на что Мелехов отвечает, что «она нам лучше родной». Даже читая Шолохова, этот момент не зацепил меня так эмоционально, как в постановке Урсуляка.

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Сильной получилась сцена убийства Петра Мелехова (Артур Иванов), когда колеблется Мишка Кошевой (Александр Яценко). В памяти героя всплывают воспоминания беззаботной дружбе, об удалой игре молодых казаков, резвящихся у Дона, не догадывавшихся тогда о грядущих страшных событиях их жизни. Более человеческого воплощения этой сцены представить сложно.

Ещё одна удачна поставленная сцена – приход Кошевого к матери Петра (Людмила Зайцева).

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

2. Хронометраж

Урсуляк добавляет персонажам больше слов (благо Шолохов написал огромный роман, с множеством интересных диалогов и обсуждений). Кроме того, режиссёр подробно рисует, буквально «выписывает» героев. С главными персонажами понятно, их должно быть много; но очень понравилась проработка Пантелея Прокофьевича Мелехова (Сергей Маковецкий), Михаила Кошевого (Александр Яценко), Митьки Коршунова (Никита Ефремов), деда Гришаки (Константин Желдин).

Василиса Ильинична Мелехова, в исполнении великолепной актрисы Людмилы Зайцевой теперь заметна (в экранизации 1957 года мать Григория лишь неприметно вздыхала, и тихо говорила отведённый ей текст).

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Разумеется, хронометраж (14 серий) позволил Усруляку провернуть такой трюк, и дать второстепенным персонажам больше экранного времени, раскрыть их перед зрителем ярче.

3. Красиво снято

Современные технологии позволяют снимать яркие, колоритные пейзажи; и те сцены, которые в 1950-е снимались с большим трудом, сейчас на раз-два с квадрокоптера.

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Сам режиссёр говорил:

«Группа меня прокляла. У нас было столько ранних выездов, чтобы застать рассвет, и поздних отъездов, чтобы снять закат! Зато у нас есть безумной красоты пейзажи».

Шолохов очень подробно описывал природу тех краёв, а Урсуляк наглядно показал это зрителю; было огромным наслаждением всё это лицезреть.

Кроме того, в сериале 2015 года учтены самые мельчайшие детали. Для съёмок брали исключительно лошадей донской породы, чтобы достичь исторического соответствия (кстати, о лошадях Шолохов писал очень много и подробно).

4. Евгений Ткачук

Ещё одним удачным ходом режиссёра стал выбор главного героя. Роль Григория Мелехова превосходно сыграл Евгений Ткачук. На протяжении сериала видна перемена характера героя: из беззаботного юнца до растерзанного страшными событиями и жизненными трагедиями мужчины. Именно эти изменения в характере Григория описывал Шолохов (прочитайте роман). А как Евгений умело обращался с конём, будто он родился казаком и всё детство провёл верхом на лошади. С лошадьми у Ткачука вообще особая связь, и это видно на экране, с 2016 года он является художественным руководителем Конно-драматического театра «ВелесО».

(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
(все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Закончить статью хотелось бы словами Урсуляка:

«Я не снимал свою картину поверх фильма Герасимова. Пожалуйста, не возмущайтесь, что Аксинья не похожа на Быстрицкую, а Григорий — на Глебова. Это другая картина. Ее можно любить или не любить, но не сравнивая ни с чем».

А что думаете Вы о современной экранизации? Пишите свои комментарии!

Читайте также:

Образы Григория Мелехова из «Тихого Дона» в экранизациях разных лет

Образы Аксиньи из «Тихого Дона» в экранизациях разных лет