Найти тему
Тёмный историк

Как белогвардейцы в Южной Америке с немцами воевали

После окончания Гражданской войны в России множество бывших офицеров белых армий оказалось за рубежом. Вскоре они рассеялись по свету, практически по всем государствам мира. Китай, США, Болгария, Югославия, даже Австралия. Разумеется, вчерашние белогвардейцы часто вновь брались за оружие.

В Южной Америке ярким эпизодом участия белых офицеров в локальных войнах стала Чакская война между Парагваем и Боливией (1932 — 1935 гг.).

Парагвай и Боливия подрались из-за области Гран-Чако (считалось, что там есть нефть).
Парагвай и Боливия подрались из-за области Гран-Чако (считалось, что там есть нефть).

И так вышло, что на стороне Парагвая оказалось несколько десятков бывших офицеров белых армий. Тогда как Боливия могла похвастаться немецкими военными советниками, число коих переваливало за сотню. Командовал боливийскими войсками бывший генерал Германской империи Ганс Кундт (воевавший в годы Первой мировой против русских войск).

Возникает один вопрос: а откуда в маленьком Парагвае (население которого, на 2015 год — семь миллионов человек всего) взялись бывшие белогвардейцы? Ну ведь это реально какое-то захолустье, нет?

Здесь стоит упомянуть биографию уже русского генерала, Ивана Тимофеевича Беляева. Георгиевский кавалер, профессиональный артиллерист, участник «Брусиловского прорыва», военачальник белой Добровольческой армии. И.Т. Беляев много провоевал за белых, но часто конфликтовал с начальством из-за нежелания противников советской власти проводить реформы, критиковал белую власть за «державные» методы.

Иван Тимофеевич Беляев.
Иван Тимофеевич Беляев.

Беляев, однако, был не только военным-артиллеристом. Его интересовала индейская культура Южной Америки, в поисках которой бывший белый генерал и попал в Парагвай. Ещё до начала Чакской войны Иван Тимофеевич стал там весьма авторитетным человеком: именно он организовал переезд в Парагвай нескольких десятков русских военно-технических специалистов.

Надо сказать, что это был отличный вариант для бывших белогвардейцев: Европа не могла предложить им нормальную работу «по специальности», выкатывая вакансии таксистов и дворников. В Парагвае же русские эмигранты трудились в качестве преподавателей, топографов, инженеров, военных специалистов. Сам И.Т. Беляев стал впоследствии известным защитником и исследователем индейцев, почетным гражданином Парагвая.

Именно эти «военспецы» во главе с бывшим генерал-майором И.Т. Беляевым внесли важный вклад в победу Парагвая над Боливией.

«В нашей армии к началу войны не было опытных офицеров, и участие русских стало решающим...» (с) А.Р. Кармен. Открытие страны гуарани.

На фронтах Чакской войны.
На фронтах Чакской войны.

Действительно, парагвайцы практически не имели современного боевого опыта, застряв где-то во второй половине XIX века (знаменитая Парагвайская война). Боливия в несколько раз превосходила Парагвай в плане мобилизационного потенциала.

Практически вся русская община приняла в войне посильное участие. Генералами в армии Парагвая стали бывшие генералы белых армий, упомянутый И.Т. Беляев и Николай Францевич Эрн. Под началом Беляева служил будущий диктатор Парагвая, Альфредо Стресснер. В отличие от Испании, в Парагвае бывшим белым предоставляли высокие командные должности.

В войне приняло участие от 60 до 150 русских эмигрантов. Из них семеро командовали полками или отдельными батальонами. Бывший донской есаул Василий Орефьев-Серебряков пал в бою (ведя людей в атаку), будучи командиром эскадрона. История сохранила и имена прочих русских офицеров, воевавших за Парагвай: Б.П. Касьянов, Н. Ширков, Г.Г. Бутлеров, В.С. Канонников, В.П. Малютин, С.С. Салазкин, А.Г. фон Экштейн-Дмитриев и другие.

Александр Георгиевич фон Экштейн-Дмитриев.
Александр Георгиевич фон Экштейн-Дмитриев.

Надо сказать, что «европейская» белая эмиграция, мечтая о будущей «новой войне с большевиками», часто бросала Беляеву и его сторонникам упреки и обвинения в расколе движения.

Однако, эти люди считали Парагвай своей новой родиной, а возможность вновь проявить себя в борьбе с немцами (пусть и в Южной Америке, в качестве военных специалистов и командиров) — шансом «переиграть историю» здесь и сейчас.

«Парагвай принял нас с любовью и лаской, а сейчас ему трудно. Что же
мы ждем? Наша вторая Родина нуждается в нас, а мы все – офицеры!»
(с) Н.А. Корсаков, бывший поручик уланского полка, в дальнейшем — майор парагвайской армии.

Кстати, Иван Тимофеевич Беляев и большая часть парагвайской русской диаспоры в Парагвае были на стороне СССР в годы Великой Отечественной...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.