Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. На рисунке У. Скотта можно видеть мужчину и женщину, которые сидят рядом и полностью поглощены своим занятием. Мужчина что-то черкает на бумаге, женщина, молитвенно сложив руки, сосредоточенно наблюдает за движением его руки. Черный наряд этой дамы, черные же волосы, светильник того же цвета и тень, падающая на стену, создают какую-то мрачную атмосферу происходящего.
На первый взгляд кажется, что парочка занята чем-то неблаговидным. Например, они строчат какой-то донос. Меж тем рисунок запечатлел совершенно мирную сцену. Но зачем-то художнику захотелось привнести в нее готическую, таинственную атмосферу. Перед нами два реально существовавших человека, притом весьма известных - шотландский художник, писатель, литературный критик Джон Рёскин и Луиза Стюард-Маккензи, будущая леди Эшбертон, меценатка и коллекционер предметов искусства.
Джон Рёскин учит Луизу рисовать. Вот откуда такая сосредоточенность во взгляде девушки.
Луиза родилась в аристократической семье, где покровительствовать искусствам было принято издавна. Девушка была амбициозная, темпераментная, мечтала о хорошем замужестве. Джону Рёскину она казалась очень романтичной. Луиза была окружена писателями и художниками, а в поэта и драматурга Роберта Браунинга она влюбилась. Обладая решительным характером, Луиза дала ему понять, что не прочь стать его женой. Такой вот шотландский вариант Татьяны Лариной. Но Браунинг не имел к ней романтического чувства и не видел эту девушку рядом с собой в качестве спутницы жизни.
Отказ, конечно, нанес девушке душевную травму. В конечном итоге она вышла замуж за овдовевшего барона Эшбертона, намного старше себя. В этом браке родилась дочь.
Став леди Эшбертон, Луиза отдалась своей страсти к коллекционированию, притом ее интересы лежали как в области современного ей искусства, так и прошлых лет. Например, в ее коллекции были Рубенс, Тициан, прерафаэлиты и т.д. С современными художниками она общалась, так что не удивительно, что кто-то из них писал ее саму. Тут можно видеть ее #портрет кисти Дж. Уоттса, известного художника-прерафаэлита. Перед нами женщина с пышными волосами, со стройной шеей, украшенной ниточкой жемчуга. Лицо Луизы спокойно, она прямо смотрит на зрителя.
На ее квадратную челюсть (и не только) обратил внимание и скульптор Гарриет Хосмер.
Луиза познакомилась с ним после смерти мужа. Она заказала Хосмеру несколько работ, а скульптор был поражен красотой леди. Ему нравились такие статные женщины с лицами античных богинь (он считал, что у Луизы именно такое лицо). Уже через год после знакомства пара отправилась в совместное путешествие по Италии, и там дружеские отношения перешли в любовные. При этом старая любовь к Роберту Браунингу еще не была изжита. Став вдовой, Луиза довольно активно общалась с ним. У нее были также весьма сложные отношения и с учителем дочери.
Коллекционирование произведений искусства к старости надоело леди Эшбертон, и она стала много времени уделять благотворительности. Луиза умерла в 1902 году, а ее коллекция была куплена в 1907 году синдикатом лондонских арт-дилеров для дальнейшей продажи, и теперь произведения из этого собрания находятся в самых разных местах.
#искусство #культура #история
Почитайте еще на моем канале:
Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?
Доверила ли бы я свою жизнь библейскому царю Давиду?
В блоге мужа: