Родители, чьи дети только собираются идти в школу, в панике закупаются тетрадями, карандашами, портфелями и школьной формой. Однако это не все, что нужно для занятий. Чтобы ребенок хорошо учился, надо правильно организовать ему рабочее место дома. Мы узнали у дизайнеров (таких же родителей), какой должна быть комната ученика начальных классов: что поможет ему настроиться на учебу, а что, наоборот, будет отвлекать от процесса.
Персональное пространство
“Ребенку необходимо свое личное место для учебы. Оно должно быть только его, а не папино, мамино или брата, которым он пользуются, когда надо делать уроки. Это может быть даже половина стола, который визуально поделен, например, скотчем”, — говорит Елена Чебурашкина.
Вместе с супругом Кириллом они переделывали стандартные учебные классы в московской школе в эстетичные функциональные пространства, где приятно находится и школьникам, и учителям, поэтому хорошо разбираются в вопросе организации рабочего пространства для детей. “В школе за партой ребенка никто другой не сидит и не ест, поэтому и дома у него должно быть свое, пусть и небольшое место, где будут только его вещи и где он сможет следить за порядком”, — добавляет Елена.
Письменный стол
“Существуют разные точки зрения: одни считают, что нужна эргономичная парта и такой же стул, которые будут расти вместе с ребенком. Но эта мебель довольно неприглядная и вписать ее в интерьер будет непросто, — говорит Елена. — Все это есть в школе, а дома ребенок не сидит по пять часов за уроками, поэтому, нам кажется, что достаточно стола стандартной высоты и стула. Даже первоклашка до всего достанет. Но если родители переживают за осанку ребенка или его зрение, то они могут купить эргономичную детскую мебель домой”.
Дизайнер Юлия Фаер справедливо добавляет: “Для комфортной работы стол должен быть достаточно глубоким и по возможности вмещать два рабочих места — все мы помним про шедевры из шишек и желудей, собранные руками талантливых родителей. Столы-трансформеры, на мой взгляд, совсем не обязательны. Я бы уделила внимание комфортному стулу с удобной спинкой и регулирующемуся по высоте”.
Расположение рабочего места
Часто в проектах мы видим письменные столы или столешницы вдоль окон. Родители и дизайнеры заботятся о том, чтобы ребенок занимался при естественном свете. “Но практика показывает, что после школы дети ходят на дополнительные занятия и до своего рабочего стола добираются, когда уже стемнело. Поэтому где бы не располагался письменный стол, надо подобрать правильное освещение”, — рассказывает Ирина Маркман, дизайнер интерьеров и мама будущего школьника.
Вообще окно для ребенка — это отвлекающий фактор, вот что об этом говорит Елена Чебурашкина: “За окном все время что-то происходит, оно для маленького ребенка будет как телевизор: он будет следить за прохожими и за птичками, а не учиться”. Если возможности поставить стол в другое место нет, подумайте, как можно ограничить видимость шторами. Также надо подумать о звукоизоляции: ребенка может отвлекать не только картинка, но и звуки.
Плохая идея приставлять стол вплотную к стене, так, чтобы ребенок упирался в нее взглядом. “Глаза дышат пространством, — говорит архитектор детских пространств Юрий Сырков. — Ребенок будет чувствовать, что за его спиной есть пространство, и ему захочется обернуться. Родители начнут думать, что он неусидчивый, а все дело только в неправильном расположении письменного стола”.
Органайзеры для хранения школьных принадлежностей
“Все требуют от детей порядка, но чтобы они его соблюдали, надо создать условия”, — добавляет Елена. У ребенка должны быть разные по объему ячейки и ящики для хранения карандашей, ластиков, линеек, ручек и циркулей. Их можно даже подписать, чтобы было понятно, что где лежит. Органайзеры, в которых удобно все классифицировать, продаются в разных магазинах.
“Если выделить ребенку один ящик для всего, он быстро заполнится вещами, и ни родители, ни школьник не вспомнят, что там есть. И даже могут отправится за новыми карандашами, решив, что старые закончились, а на самом деле они лежат в самой глубине. Все мелкие вещи должны быть на глазах, — объясняет Елена. — Надо научить ребенка систематизации — только так можно добиться от него поддержания порядка”. Канцелярские принадлежности, как и рабочее место, у ребенка должны быть свои, чтобы он не просил у родителей ручку, а они не одалживали у него. Когда вещи личные, ребенок с большим удовольствием будет держать все в порядке. Еще у школьника есть набор запасных тетрадей и учебники, которые он не всегда носит с собой. Им нужно найти место на полке, и она должна быть рядом с письменным столом, а не где-то в общей библиотеке в гостиной.
Информационная доска
“Рядом с рабочим местом стоит повесить пробковую панель или магнитно-маркерную доску, чтобы у ребенка была возможность разместить в поле зрения то, что для него важно: расписание уроков, кружков или таблицу умножения”, — говорит Елена. “В продаже сейчас есть интересные настенные покрытия, например, магнитно-маркерные или грифельные. Отделанную таким образом стену можно сделать акцентной в интерьере детской”, — добавляет дизайнер Юлия Фаер.
Полки и открытые стеллажи
В детской должны быть шкафы с открытыми полками и закрытыми. “Но с открытыми стеллажами важно не переборщить, — говорит Ирина Маркман. — Обычно они проектируются для книг, но мы живем в цифровом мире, поэтому полки пустуют. Как известно, мы всегда найдем, что поставить на свободное место, поэтому начинается визуальный хаос: даже аккуратно расставленные игрушки многообразием форм и цветов будут создавать ощущение беспорядка”. Ирина отмечает, что заранее стоит продумать места для хранения дипломов, медалей и наград, потому что часто их пристраивают на все тех же пустующих книжных полках, а дипломы просто прикрепляют кнопкой к стене.
Место для творчества и пространство для игр
Обязательно надо обеспечить ребенку отдельное пространство, где будут храниться альбомы, краски, кисточки, пластилин и все остальные вещи, необходимые для творческих занятий. Для этого лучше подойдут выдвижные ящики, где сразу видно, что лежит. А вот зона для игр должна находится в стороне от рабочего стола и может быть не очень большой. “Достаточно и ковра, на который ребенок сможет высыпать все свои игрушки, — говорит Елена Чебурашкина. — Их хранить проще, чем учебные принадлежности: можно сложить все в одну коробку или контейнер, чтобы было легче все распотрошить, а потом собрать.
Архитектор Юрий Сырков отмечает, что нельзя делать центром композиции в детской школьника шведскую стенку или другие конструкции для активных игр, потому что в сознании ребенка любое занятие будет меркнуть на фоне этих возможных развлечений.
Фото: архив пресс-службы