Как гласит народная поговорка “пришла беда - отворяй ворота!”, так в полной мере можно охарактеризовать XIII век нашей многострадальной истории. И действительно: междоусобные войны начала века, страшное нашествие татаро-монгольских туменов в 20-е 30-е годы, наконец экспансия на северо-западе в 40-х годах, где немцы, Литва и Швеция не стеснялись в своих стремлениях отхватить от израненного соседа землицы да побольше.
Но Русь выстояла, не канула в Лету, не растекся русский народ по всей земле, оплакивая утраченную Родину, а, фигурально выражаясь, сжав зубы, тихой сапой стал восстанавливать свою силу, потребную для обретения свободы. Историческая необходимость вызывала объединение русских земель, и в конце XIII века уже возмужал московский князь Иван Калита, который бережливо, где деньгой, а где огнем и мечом начал скраивать Русь наново. Но пока в центре московские да тверские князья рядились, кому носить ярлык на Великое княжение, на севере Вольный Новгород вынужден был отбиваться теперь не только от псов-рыцарей, но и от шведов.
К началу XIV века, пользуясь тем, что Новгородская республика была, что называется меж двух огней, шведские феодалы потихоньку отжимали земли, которые ранее были русскими. Так в 1293 году в результате большого похода маршала Кнутсона скандинавы захватили значительные земли карел, которые были русскими поданными, и основали замок Выборг. Данная крепость стала серьезной угрозой для новгородской экономики, ведь под контролем у шведов оказался Вуоксинский водный путь, который использовали русские купцы в своих торговых сношениях с европейскими странами.
Предпринятые новгородскими дружинниками попытки выбить шведов из Выборга успехом не увенчались, и полудикие скандинавы начали грабить новгородские струги да ганзейские шнеки, чем не мало досадили не только схизматикам-русским, но и вполне “правоверным” католическим немецким и польским негоциантам.
Деятельный шведский маршал Кнутсон решил не ограничиваться постройкой одного Выборга и летом 1300 года на Охте высадил большой десант в 1100 одних только рыцарей, который основал крепость Ландскорону (нынче на этом месте Большеохтинский мост в г.Санкт-Петербурге). Данное мероприятие помогал организовывать сам римский престол, для чего направил в помощь шведам итальянских фортификаторов. В результате их работы в кратчайшие сроки в этой болотистой местности выросла восьмибашенная крепость, в которой засел крупный гарнизон.
Когда новгородцы обнаружили эту очередную шведскую крепость в своих владениях, они встревожились всерьез, ведь выбить шведов своими силами, у них явно не получалось, и дальнейшее бездействие, было чревато полной утратой контроля над Карелией. Тогда вече вольного города запросило помощи у сына Александра Невского - князя Андрея Городецкого. Параллельно Новгород искал подмоги у тверского князя Михаила, однако прибывший на место раньше, Андрей Александрович решил сам своими силами осадить шведскую крепость. Для этого его дружинники сперва начали рубить лес, и создавать завалы в Неве, чтобы шведские корабли не смогли прийти на помощь гарнизону.
Когда засевший в Ландскороне ярл Стен со своими воинами увидели это, они бросились в атаку, на рубящих лес русских, однако угодили в засаду Андрея Александровича. В ходе завязавшегося боя шведы понесли большие потери, вынуждены были отступить за стены замка зализывать раны.
Вскоре князь Городецкий начал общий штурм, в ходе которого крепость загорелась, а её гарнизон, после непродолжительного сопротивления сдался в плен. Новгородцы, рассчитавшись с князем за успешное дело не стали восстанавливать шведские фортификации, а сравняли их с землей.
Лишь 10 лет спустя, окончательно осознав всю серьезность угрозы шведской экспансии новгородцы начнут возводить крепости и городки, которые станут форпостом вольного города в Карельской земле, и благодаря которым, смогут более эффективно бороться со скандинавами.
Так в 1310 русские у одного из порогов Вуоксы возвели “Корельский городок” хорошо укрепленную фортификацию с постоянным гарнизоном, которая стала для шведов что кость в горле. Да настолько серьезной преградой для скандинавской экспансии стал Корельский городок, что шведы многократно пытались взять эту крепость то штурмом, то измором, всякий раз без особого успеха.
А в 1323 году в устье Невы князь Юрий Данилович по приглашению Новгорода возведет на Ореховом острове крепость Орешек, которая также станет на долго время серьезным препятствием для шведской экспансии. 12 августа 1323 года в новую крепость прибыли послы от шведов и русских, и при содействии представителей ганзейского союза подписали Ореховицкий(Ореховский) мирный договор, в котором обе договаривающиеся стороны четко разделили сферы влияния, а также оговорили линию границы между русскими и шведскими владениями.
В данном виде границы просуществуют не одну сотню лет, но однажды шведы нарушат эти договоренности, Россия надолго утратит часть своих территорий, впрочем, надолго не значит навсегда, и в последующем все отыграет обратно, даже больше— приобретет новые, но это уже совсем другая история.
Друзья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если понравилось и делитесь в соцсетях!
Читайте также статью про князя Ивана I Калиту на нашем канале.