Найти тему
Русский и Литература

ЕГЭ по литературе: надо ли учить стихи и как это делать эффективно. 6 приёмов мнемотехники

Оглавление

Как вы уже догадались, учить стихи НАДО. Конечно, если ваша цель – 80+ по ЕГЭ. Если же вы выбрали литературу как дополнительный предмет, то можете экспериментировать сколько душе угодно: не учить лирику, читать в кратком изложении прозаические и драматические произведения, даже в кодификатор, о пользе которого я говорила здесь, особо не вникать. Но тогда и не обижайтесь на низкие баллы. За что боролись, как говорится…

Почём фунт лиха?

Стихотворений в кодификаторе 147, и все они ждут вас. И это не слишком хорошая новость. А теперь подсластим пилюлю. Полностью длинные произведения, типа «Бородино» М.Ю. Лермонтова или «Железной дороги» Н.А. Некрасова, вам вряд ли понадобятся. Пересказать нужный фрагмент вы сможете и несколько раз прочитав их. А облегчить себе работу можно путём подбора и заучивания конкретных четверостиший, которые вы часто используете для вопросов-сравнений или сочинений (если, конечно, пишете их при подготовке). Кроме того, учитывайте, что память, как и мышцы, можно и нужно тренировать. Когда у вас в голове улягутся первые 10-15 стихотворений, процесс запоминания пойдёт гораздо быстрее. А по порядку, указанному в кодификаторе, учить стихи вас никто не заставляет. Берите вначале те, которые действительно нравятся, цепляют. Которые при случае вы сможете процитировать, блеснув знаниями.

В этой публикации я собрала для вас работающие приёмы, которыми пользуемся я сама и мои ученики. Даже парочка из них существенно облегчит процесс запоминания.

6 эффективных приёмов для заучивания стихов

1. Записывайте от руки стихи или отдельные четверостишия.

Этот приём, испытанный на протяжении веков, включает визуально-моторную память, которая облегчает процесс запоминания. Существенное дополнение: пишите стихи не просто в тетрадь, а на яркие стикеры. Затем их можно клеить на полки, на письменный стол, на стену или холодильник. Чтобы они не приедались и обращали на себя внимание, меняйте наклейки местами.

2. Классифицируйте.

В кодификаторе стихи поделены по периодам и по принадлежности тому или иному автору. Это уже классификация. Но не ваша. А то, что вы сами не продумывали, запоминается плохо. Попробуйте поделить лирические произведения по темам. Например, тема дружбы, свободы, тема поэта и поэзии, неразделенной любви и т.д. Таким образом вы сразу убьёте двух зайцев: лучше запомните стихи и составите тематические группы, необходимые для вопросов-сравнений.

3. Вспоминайте.

Берите в первую очередь те стихи или фрагменты, которые уже учили когда-то для уроков литературы. Тогда вам придётся не заучивать с нуля, а только повторять. А это интереснее и быстрее. Кстати, вы удивитесь, сколько стихов вам уже известно. Кодификатор-то составлен на основе школьной программы.

4. Ассоциируйте.

Ничто так долго не живет в памяти, как сильная эмоция или удачная ассоциация. Сухой материал можно прожевать и забыть 10 раз, а вот то, что пушкинский пророк – это по сути «Франкенштейн», которому вживили «жало мудрыя змеи» вместо языка и «угль, пылающим огнём» вместо сердца, не так уж просто выкинуть из памяти. Ассоциируйте стихи с временами года или месяцами, с музыкой, лирических героев с героями фильмов, описанные пейзажи с тем, что видите за окном.

Потрясающий проект лидера группы "Кукрыниксы" А.Горшенёва - альбом на стихи С. Есенина "Душа поэта". Слушая его, вы легко выучите стихи Есенина и получите истинное удовольствие.
Потрясающий проект лидера группы "Кукрыниксы" А.Горшенёва - альбом на стихи С. Есенина "Душа поэта". Слушая его, вы легко выучите стихи Есенина и получите истинное удовольствие.
5. Слушайте стихи пока едете на учёбу, на дополнительные занятия, в деревню к дедушке или занимаетесь домашними делами.

Сейчас в аудиоформате можно найти почти любое стихотворение. С музыкой или без. Закиньте их в свой плейлист и подбирайте под настроение. Так кроме слуховой памяти будет включаться ещё и ассоциативная.

6. Пользуйтесь интервальным методом повторения.

Существует несколько вариантов интервалов для лучшего запоминания, но вам нужен тот, который работает на долгосрочную память. Временные отрезки будут примерно такими: повтор сразу же после запоминания (1 час), в течение дня, перед сном, через один день, через 3-4 дня, через неделю, через месяц.

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

Раскладываем все статьи по полочкам: навигатор по каналу
Русский и Литература13 декабря 2021