История современного московского художника-самоучки Александра Тито – невероятно вдохновляющий пример того, как творчески одарённый человек способен преуспеть в любимом деле несмотря ни на какие преграды. Мы поговорили с Александром о его пути от безработного маркетолога к художнику, который сотрудничает с Bentley и McDonald’s, о вере в себя и важности развития в смежных профессиях.
Александр, расскажите о своем творческом пути. Почему решили уйти из строительного холдинга и сосредоточиться на искусстве? Когда и как творчество переросло из любимого хобби в полноценную работу?
Так вышло, что я стал безработным и на протяжении долгого времени не мог найти себе новое место работы. С двумя высшими, в Москве - это возможно, и меня просто никуда не брали. Каждый день был днём сурка, а так как без денег далеко не уедешь, я составил себе расписание и ежедневно занимался поисками работы и рассылкой резюме, спортом, обучением, чтением и, конечно, живописью, в чём вскоре и преуспел. Это время мне напоминает недавнюю «изоляцию». Кто-то слетает с катушек, кто-то открывает в себе новые грани. Благодаря чёткому расписанию и графику мне удалось занять делом руки и голову. Именно это меня тогда и спасло. А остальное уже причинно-следственное.
Часто, когда художники решают полностью посвятить себя творчеству, возникает много страхов. Вам это знакомо? Если да, как вы с ними справлялись? Что можете посоветовать тем, кто хочет стать full-time художником, но боится остаться без средств к существованию?
Основная ошибка, которую я замечаю среди тех, кто хочет начать профессионально заниматься любой творческой профессией, – это покупка дорогостоящего оборудования, аренда студий и прочая мишура, которая якобы нужна для плодотворной работы. Я по сей день пишу в прихожей/гостиной своей не очень большой квартиры и меня это никак не смущает, не стесняет и не особо ограничивает. Спартанцам не нужны были удобства.
Так же, как и в любом деле, стоит подумать о подстраховке и дополнительном заработке, чтобы не ждать дотаций и помощи, и работать со своими идеями, а не под заказ. Поэтому на своем примере я бы рекомендовал освоить смежные профессии. Например, я занимаюсь оформлением, декорированием, работаю художником-постановщиком, делаю инсталляции.
Художник в семье военного – довольно неожиданный поворот. Поддерживали ли ваши родные и друзья ваше стремление стать художником? Насколько для вас важна поддержка близких и в целом обратная связь и реакция на ваше творчество?
Многие друзья сейчас признаются, что в тот момент, учитывая детали происходящего, подумали, что я сошёл с ума. А сейчас, после лекций, фестивалей, выставок, повторяют, что очень гордятся таким другом. От родителей я слышу те же слова, но, конечно, поначалу никто не оценил такого поворота событий.
По поводу поддержки не могу сказать, что ожидал её от кого-то. Скорее всё произошло с запозданием от осознания того, что я живу не свою жизнь, а так, как «надо», как хотят и ждут от меня другие. Поэтому я стал более эгоистичным и начал делать то, что искренне хотел сам, а не то, что мне навязало общество.
Для вас быть художником – это призвание? Какую миссию для себя как для художника вы видите?
Не люблю слово «художник». Я скорее артист, креатор. Мне очень нравится создавать, проецировать, обучать. Человеческое сознание очень консервативно и плохо принимает новое, поэтому в первую очередь я хочу разрушить шаблонную идеологию. Еще я очень рад, что моя история уже сейчас вдохновляет многих людей. Также очень хотелось бы со временем внести как можно больший вклад в культуру и мышление людей в целом. Хотя к этому, я думаю, стремятся многие творцы.
Расскажите о направлениях, в которых работаете. Коллажи, стрит-арт, инсталляции… Чем они близки вам? Долго ли вы искали свой стиль? Что этому способствовало?
Не могу себя привязать к чему-то одному. Некоторые серии картин можно смело отнести к поп-арту, также я по сей день продолжаю работать на улице, правда уже не в тех масштабах, что раньше.
Инсталляции – это совершенно отдельная тема. Здесь я вдохновляюсь фильмами, клипами, книгами и могу отстроить декорации не хуже тех, что можно увидеть у Тима Бёртона. По сути, мне помогает наложенный друг на друга опыт и насмотренность.
Часто спрашивают, где найти вдохновение. Мне кажется, нет способа лучше, чем читать, смотреть, слушать, поглощая огромные объемы информации. Это помогает развить креативность, фантазию и воображение, которые теряются с возрастом.
Поделитесь нюансами работы с такими крупными компаниями, как Bosco, Bentley, Газпром, МТС. Насколько художнику даётся свобода творчества и как выйти на этот уровень, что вам помогло это сделать?
В отличие от моего опыта работы дизайнером мне как художнику редко диктуют своё видение и навязывают коррективы. Видимо, дело в бородатой шутке «Я художник – я так вижу». Бывают рекомендации. Например, придерживаться цветовой палитры. Но 80% работы я выполнял без вмешательства и сам потом волновался, что не так сделал что-то, по сто раз переспрашивая, всё ли ОК.
Как современному художнику монетизировать свое творчество? Что можете посоветовать?
Однажды я услышал фразу «Хорошая картина продаст себя сама» и пришёл к выводу, что так оно и есть. Многие думают, как продать, но забывают про главную составляющую крутого продукта. В первую очередь нужно думать про актуальность, качество и ценность вещи, которую ты продаешь.
Какие ваши качества помогают вам быть коммерчески успешным художником? А какие, может быть, наоборот, мешают и тормозят развитие?
Думаю, трудолюбие - мой главный козырь. Конечно, меня тоже порой настигает лень, хотя это случается редко. Раньше я пытался взяться сразу за несколько дел и из этого ничего не выходило. Не вижу в этом проблемы, т.к. это скорее – черта характера, любознательность. Но когда я распылялся на несколько разных дел одновременно, у меня уходило много сил и эмоций. Поэтому я просто систематизировал свои интересы и развиваюсь постепенно в нескольких смежных профессиях.
Что вы могли бы посоветовать начинающим авторам, стремящимся к успеху?
Много учиться, познавать новое и узнавать в первую очередь себя и свои желания. А ещё продуктивно трудиться и трезво оценивать свою работу.
Если вы хотите познакомиться с популярным художником лично, узнать больше об истории стрит-арт-направления в искусстве и научиться создавать собственные произведения в технике коллажа, используя самые неожиданные материалы и digital-инструменты, рекомендуем посетить живой мастер-класс Александра Тито, который пройдет в 16:00 28 октября в рамках IV Международного интерактивного фестиваля современного искусства ARTLIFE в ЦВЗ «Манеж».
В рамках мастер-класса вы научитесь легко ориентироваться в особенностях разных направлений стрит-арт-искусства, именах и ключевых работах, соединять живопись и простые digital-инструменты при создании собственных произведений, придумывать элементы своего индивидуального стиля, работать в смешанной технике, используя коллажи, трафареты, линогравюру, принты и другие элементы и создавать произведения стрит-арт-искусства из самых неожиданных материалов.
При этом мастер-класс подходит как профессиональным художникам, которые хотят получить глоток свежего воздуха и по-новому посмотреть на свой стиль и работу, так и тем, кто никогда не решался начать творить, но очень хочет попробовать.
Количество мест на мастер-класс ограничено, поэтому участие лучше бронировать заранее на официальном сайте фестиваля ARTLIFE.