Найти тему
Литература и история

Елизавета I: трон взамен личного счастья

Одной из самых удачливых, умных и ярких правительниц в истории Английского королевства была и остается Елизавета I. Дочь развратного Генриха VIII и его жены-ведьмы Анны Болейн считалась незаконнорожденной в глазах тех, кто не признавал ни одного брака мятежного короля после скандального разрыва с испанкой Екатериной Арагонской вплоть до ее кончины. Едва ли хоть один человек с самой бурной фантазией мог предположить, что несчастная сиротка, лишившаяся матери в раннем детстве и презираемая отцом, не только взойдет на престол и будет править долгие десятилетия, но и проявит недюжинные способности на политической арене. Вот только быть королевой и обрести личное счастье две разные вещи. И едва ли часто они сочетались между собой со времен сотворения мира и монархии.

Королева Елизавета I.
Королева Елизавета I.

Елизавету называют королевой-девственницей. Она никогда не состояла в официальном браке, а наличие или отсутствие у нее любовников вызывает большие сомнения. Некоторые даже полагали, что причина затянувшейся невинности в некоем физическом дефекте, что, опять же, не доказано. Так или иначе, к британской государыне сватались короли со всего света, да и поклонников при ее собственном дворе хватало. Примечательно, что русский царь Иван Грозный также состоял с ней в переписке и даже изъявлял желание приехать на Британские острова, из чего многие, в том числе историки, заключили, будто он хотел свататься. Конечно, вся мировая история пошла бы по иному сценарию, если бы такая свадьба состоялась.

Кто бы чего ни хотел, Елизавета слишком ценила свою независимость, была крайне осторожна и мечтала править сама. А потому она осталась одна, по крайней мере формально. Но сердце ее свободным не было. С юных лет она испытывала нежную привязанность к Роберту Дадли - юноше, бок о бок с которым выросла. Они проводили вместе много времени, играли и постигали азы наук. Известно, что будущая королева имела гуманитарный склад ума, в то время как Дадли славился своими познаниями в точных дисциплинах.

Роберт Дадли.
Роберт Дадли.

Когда дети стали старше, их дружба не угасла. Елизавета получила корону в возрасте двадцати пяти лет, и одним из первых ее распоряжений стало назначить Роберта конюшим. Это являлось довольно почетной должностью, особенно для того, в чьем роду насчитывалось два поколения государственных изменников, казненных из-за своего честолюбия. Но хорошим назначением королева не ограничилась. Она проводила с Дадли каждую свободную минуту, чем спровоцировала сплетни не только в своей стране, но и за границей. Многие корили Роберта за то, что он пренебрегает своими супружескими обязанностями. И правда, за девять лет брака с Эми Робсарт он так и не обзавелся наследником. Естественно, когда различного рода слухи доходили до Елизаветы, она всегда их отвергала, но не забывала отметить, что захоти она сделать что-то подобное, вряд ли хоть кто-то смог бы ей помешать.

В апреле 1559 года Роберт получил новое повышение. Он стал кавалером ордена Подвязки. Более высокой награды для рыцарей не существовало. И практически сразу за этим последовал новый подарок. Именно Дадли доверили быть смотрителем резиденции Елизаветы в Виндзоре. Количество сплетен умножилось в десятки раз. Начали говорить о том, что Роберт, не меньший честолюбец нежели его предки, возмечтал жениться на государыне. Единственным препятствием для него стала его жена. В своем письме испанскому послу лорд Сесил даже выразил надежду, что Бог не допустит подобной несправедливости и с Эми ничего не случится.

Как известно, миссис Дадли не помогли ни надежды, ни молитвы. Уже в 1560 году она была найдена мертвой. Женщина упала с лестницы и сломала шею. Примечательно, что в это время дома не было никого из прислуги, так как она сама отпустила всех на выходной. Чепец на голове Эми не сбился, а синяки и шишки, коих должно было быть преизрядное количество, почему-то отсутствовали. Как такое могло случиться? Да и, вообще, какова вероятность пострадать смертельно при падении с лестницы? Эти вопросы ставили перед собой придворные Елизаветы, простолюдины и, конечно, исследователи эпохи. Почти все подозревали Дадли в убийстве, хотя этого так и не смогли доказать. Гипотезы росли и продолжают расти, как грибы после дождя. Так или иначе, официально обвинений предъявлено не было, но Роберт, получив строжайший запрет, перестал появляться при дворе королевы, вынужденный запереться в своем доме в Кью.

Был ли Дадли виновен или нет — вопрос спорный. Но факт остается фактом — после такого скандала Елизавета уже не могла помышлять о браке со своим возлюбленным. Вместо этого она решила вознаградить его графским титулом. Однако, что-то пошло не по плану. Когда перед государыней положили патент, назначающий Роберта Дадли графом Лестером, она не стала его подписывать. Вместо этого, схватив нож, женщина проткнула бумагу, прокричав, что едва ли сможет доверять человеку, в чьем роду было несколько поколений предателей. Впрочем, это был мимолетный порыв. Вскоре состоялась встреча Елизаветы и Роберта во время которой тот упрекнул подругу в незаслуженной обиде. На что королева, потрепав мужчину по щеке, во всеуслышание заявила, мол, медведя с посохом не так-то легко свалить. Это была отсылка к геральдике — зверь красовался на гербе Роберта.

Елизавета обещала сделать Роберта графом после Рождества, но вновь не сдержала слова. Обещание повисло в воздухе и могло никогда не исполниться, но судьбе было угодно иначе. В 1562 году королева заболела оспой и находилась на грани жизни и смерти. Тогда она распорядилась о том, чтобы именно Дадли стал лордом-протектором, если ей не удастся поправиться. Впрочем, как все знают, болезнь не забрала волевую дочь Генриха VIII. Роберт не получил короны, но спустя два года все-таки стал графом.

Несмотря на то, что чувства, которые Елизавета испытывала к своему фавориту, не подлежали сомнениям, между ними пробежала "черная кошка". Напряжение нарастало, и пара стала отдаляться. Елизавета начала оказывать внимание Томасу Хинеджу, а обиженный Дадли все больше погружался в роман с красивой и умной Летицией Ноллис. Но были ли они властны над своими эмоциями? Пожираемые ревностью, Елизавета и ее любовник устроили отвратительную публичную сцену, во время которой королева заявила, что граф Лестер никогда не будет править в Англии. Да, большой конфуз. Но и после него ничего принципиально не изменилось. Отношения продолжились, пусть уже и не такие яркие, как прежде. Они длились вплоть до 1588 года, когда пятидесятишестилетний Дадли отправился в мир иной.

Елизавета до самого конца не могла забыть свою единственную любовь. Когда она умирала в 1603 году, то есть спустя целых пятнадцать лет после ухода Дадли, она, та, что выбрала трон взамен личного счастья, все еще просила привести к ней графа.

Хотя, что-то мне подсказывает, что не видать им было счастья в любом случае. Какие-то токсичные отношения, вы не находите? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям любви и счастья!
8888

Читайте также:

Призраки английских королев, или неупокоенные жены Генриха VIII

Драма Марии Стюарт

Хорошие книги современных авторов с доставкой на дом