Уход в иной мир императрицы Елизаветы Петровны Позье встретил больным - у него было сильное воспале-ние лёгких. Императрица ещё была жива, когда узнала о его болезни и направила к нему своего врача, хотя и сама была на пороге сме-рти. Врач принёс бутылку микструры, которая, как думал сам Позье, спасла ему жизнь.
Немного оправившись, еле передвигая ноги, Позье отправился в покои нового императора, переживая за свою судьбу. Пётр ||| был его должником, и ювелир уже несколько раз отказывал ему, так как денег от него совсем не видел. Впрочем, переживал он напрасно, и новый император не держал на него зла, напротив, сказал, что теперь - когда он богат, за всё расплатится сполна. У бедняги ювелира словно камень с плеч свалился. Его худшие опасения не оправдались, более того, ему был пожалован чин бригадира и было разрешено входить в покои императора, когда захочется.
Позье стали часто вызывать ко двору и заказывать у него драгоценные изделия, при этом платить окружение Петра ||| не спешило, огорчая трудягу-ювелира. Отказать он боялся, так как императора окружали люди злые и неумные, всячески ссорившие его с женой - Екатериной. Самому Позье императрица нравилась, он считал её умной и достойной женщиной.
Однажды Пётр увидел Жереми выходящим из покоев жены - она заказала ему нужную ей драгоценность, и со злостью запретил ему изготавливать для неё какие-либо вещи. Этот запрет как громом поразил ювелира, ведь он оказался между молотом и наковальней. Отказать Екатерине он не мог и не мог нарушить запрет императора.
Тем временем, подготовка к похоро-нам Елизаветы Петровны шла полным ходом, и занималась ею как раз таки Екатерина. Позье вызвали ко двору, чтобы изготовить корону, которую нужно было возложить на голову ушедшей в иной мир Елизаветы.
Позье вместе со своими рабочими корпел над погребальной короной день и ночь и быстро её изготовил. Екатерина работу приняла и похвалила мастера. Корона оказалась мала неживой императрице, так как она уже довольно долго лежала, но Позье был смекалистый мастер, он предусмотрительно сделал корону раздвижной - на винтах, и прихватил с собой нужные щипчики, чтобы отрегулировать размер короны. Екатерина собственноручно надела корону Елизавете, и сделала это не моргнув глазом, несмотря на ужасный запах. Правила не позволяют мне писать всё, как есть, могу только сказать, что ушедшая императрица должна была лежать шесть недель.
Далее Позье описывает неприятности, происходившие в его жизни. Кражи, несколько пожаров нанесли немалый урон его имуществу. Но больше всего его разоряла знать, "которая того только и добивалась, чтобы покупать въ кредитъ, не имѣя чѣмъ заплатить, вслѣдствіе чего я не рѣдко бывалъ принуждаемъ". Все это сильно подорвало здоровье мастера, о чем он с печалью писал в своих мемуарах.
Интересно было узнать, как Позье выручил племянницу и тетку Петра |||. Иностранки, они прибыли ко двору практически без украшений и смотрелись бы среди местной знати бледно и бедно, не обратись они к Позье. Находчивый мастер изготовил для них множество украшений из фальшивых камней, вперемешку с настоящими, так что никто не мог отличить настоящие бриллианты от поддельных. "Это произвело огромный эффектъ, и приѣзжія нѣсколько разъ являлись все въ разныхъ уборахъ, и наши дамы надивиться не могли, какъ это у нихъ такъ много вещей изъ такихъ отличныхъ камней, съ такимъ вкусомъ подобранныхъ и отдѣланныхъ". Позье неоднократно спрашивали, правда ли это настоящие камни, на что тот с уверенностью кивал головой.
Петр ||| был в восторге от этой задумки, так как ему не пришлось много тратиться. "Вы изобретательны, как чёрт" - хвалил он Позье.
Вскоре Екатерина свергла своего мужа, который не пользовался популярностью у своего народа. Позье много и в подробностях описывал творившийся при этом хаос, сильно пострадали иностранцы, солдаты питали к ним сильнейшую злобу и ненависть.
С большим трудом он отыскал императрицу, известную нам как Екатерина || и, отстояв огромную очередь, поцеловал ей руку и вручил бриллиантовый ключ, который ранее у него заказал свергнутый Пётр |||. Вскоре Петра арестовали, а придворные устроили давку, стремясь попасть на глаза Екатерине.
Все никак я не допишу про жизнь Позье, длинные у него мемуары. Но, человек непростую жизнь прожил, коротко никак не напишешь. Будет еще одна часть. Украшений от Позье в наше время сохранилось мало, поэтому и фотографий в публикации мало.
Подписывайтесь на мой канал и до новых встреч!