Найти тему

Лион Фейхтвангер в СССР- полезный идиот

Оглавление

А сейчас наша постоянная рубрика - очередной "полезный идиот". На это раз речь пойдет о Лионе Фейхтвангере, авторе знаменитой и позорной книги "Москва, 1937"

фото: bidspirit.com
фото: bidspirit.com

Напомню, кого в СССР называли полезными идиотами:

Симпатизирующие Советскому Союзу известные личности западных стран, наивно считавшие себя союзником и другом СССР, который в свою очередь относился к ним с презрением и цинично использовал в своих пропагандистских целях.

Лион Фейхтвангер к моменту посещения нашей страны в 1936 году был очень известным немецким писателем, правда жившем уже три года в эмиграции во Франции - после прихода нацистов к власти в Германии его книги были запрещены а сам он лишен немецкого гражданства.

В 1936 году он приехал в Москву. Программа для посетителей такого уровня была стандартная - посещение театров, выставок, встреча с рабочими коллективами, писателями и артистами, чтение лекций и конечно же встречи с официальными лицами - Фейхтвангер в том числе встречался и со Сталиным. Помимо столицы, он побывал в Ленинграде и Киеве.

-2

Понятно, что его возили по проверенным местам, встречался он с подготовленными коллективами, писателями и общественными деятелями. Но ведь можно было увидеть, что это все искусственная пелена государственной пропаганды.

К тому же надо помнить, что похожую всеохватывающую работу машины пропаганды он несколько лет назад наблюдал в гитлеровской Германии.

Но Лион не увидел. Вернее не захотел увидеть и каким то образом примирился со своей совестью.

После этой поездки и появилась книга "Москва 1937"

Из нее получил наибольшую известность отрывок, где Лион описывает свои ощущения на судебном процессе по делу Антисоветского троцкистского центра, в создании активной работе которого обвинялись видные партийцы - Пятаков, Радек, Серебряков и Сокольников (часть из них была расстреляна, а часть просто убита в тюрьме)

фотоархив журнала "Огонек"
фотоархив журнала "Огонек"

Знаменитая цитата по итогам этого суда:

Когда я увидел и услышал Пятакова, Радека и их друзей, я почувствовал, что мои сомнения растворились, как соль в воде, под влиянием непосредственных впечатлений от того, что говорили подсудимые и как они это говорили. Если все это было вымышлено или подстроено, то я не знаю, что тогда значит правда.

А вот еще одна красноречивая цитата:

Больше всех разницу между беспросветным прошлым и счастливым настоящим чувствуют в СССР колхозники, которые "ведут свое сельское хозяйство разумно и с возрастающим успехом

О Сталине:

Мы говорили со Сталиным о свободе печати, о демократии и, как я писал выше, об обожествлении его личности. В начале беседы он говорил об­щими фразами и прибегал к известным шаблонным оборотам партийного лексикона. Позднее я перестал чувствовать в нем партийного руководителя. Он предстал передо мной как ин­дивидуальность. Не всегда соглашаясь со мной, он все время оставался глубоким, умным, вдумчивым

О свободе в СССР:

Когда из этой гнетущей атмосферы изолгавшейся демократии и лицемерной гуманности (на Западе) попадаешь в чистый воздух Советского Союза, дышать становится легче...

В общем эта книга описывает, каких успехов благодаря мудрому руководству товарища Сталина добилась коммунистическая партия в строительстве социализма в отдельно взятой стране, несмотря на противодействие вредителей, диверсантов и троцкистов. А советские люди в этой книге предстают сплошь счастливыми и устремленными к одной заветной цели - победе коммунизма на земле.

В отличие от Бернарда Шоу, который так же был в восторге от СССР 30-х годов, Лиону Фейхтвангеру дорого обошлась книга, написанная "с широко закрытыми глазами".

Во первых, после захвата Франции фашистами он попал во французский концентрационный лагерь для интернированных, бежал оттуда и смог добраться до США. Там ему предоставили убежище, но припомнили странные симпатии к советской России и большевикам - он был под наблюдением ФБР.

Фейхтвангер в лагере Ле Милль                                                              фото: echo.msk.ru
Фейхтвангер в лагере Ле Милль фото: echo.msk.ru

А во-вторых, в конце 30-х годов, в самой СССР вектор внешней политики резко изменился и еврейский писатель был обвинен в пособничестве англо-американскому империализму, обозван безродным космополитом, а его книги были изъяты из библиотек - только после этого к знаменитому писателю пришло прозрение о реальном положении дел в Советском Союзе.