Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Неравный брак" и "таинственная" старушка

Не могу молчать. Попался на глаза очередной текст о картине Пукирева "Неравный брак", в котором о пожилой даме, стоящей за женихом, пишут... Да что только о ней не пишут!

  • Она в свадебном венке
  • Она в белом свадебном платье
  • Она в белом саване...

И версий, кто эта женщина, тоже выдвигается много: от свахи до покойной предыдущей супруги жениха.

Я не знаю, кто это, и своей версии предлагать не собираюсь. Но не написать о её наряде не могу. Потому что в основном "потусторонние" версии основываются именно на нём! Между тем как нет на картине ни свадебного венка, ни фаты, ни свадебного платья, ни савана. А есть...

"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons

Есть пожилая женщина в обычном костюме той эпохи. Показывают нам на самом деле немного, её фигуру почти полностью заслоняет жених, но кое-что разглядеть можно!

"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь

Начнём с головного убора Это не венок. Это чепец, который носили дамы в возрасте в ту эпоху. Поскольку женщина присутствует на венчании, то он нарядный - сделанный из тонкой ткани, возможно, газа или тюля, и украшен цветами. Что-то в этом роде:

Слева - женский портрет, Барбара Краффт, 1822. В центре - женский портрет, неизв. художник, середина XIX в. Справа - женский портрет, Генрих Кристоф Колбе, 1820-е. (сс) Wikimedia Commons
Слева - женский портрет, Барбара Краффт, 1822. В центре - женский портрет, неизв. художник, середина XIX в. Справа - женский портрет, Генрих Кристоф Колбе, 1820-е. (сс) Wikimedia Commons

Что именно за цветы украшаю чепец? Не могу разобрать. Флердоранж ли это, как у невесты? Немного похоже, да. Но это в любом случае не свадебный венок, а именно что головной убор замужней, или хотя бы пожилой женщины.

"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь

Далее - костюм. Я совершенно отчётливо вижу деталь отложного белого воротника на светлом платье. И белую шаль, которой окутаны плечи. Причём, судя по тому, как красиво переливается ткань, шаль недешёвая.

Да, из-за того, что оттенки светлые, всё немного сливается, но различить всё-таки можно.

"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь
"Неравный брак", Василий Пукирев, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Деталь

Обычный костюм той эпохи, но за счёт светлых оттенков более нарядный, чем обычно. Выглядеть это могло как-нибудь так:

Слева - "Портрет женщины в коричневом платье", Антон Бох, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Справа - дневное платье, 1859. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Слева - "Портрет женщины в коричневом платье", Антон Бох, 1862. (сс) Wikimedia Commons. Справа - дневное платье, 1859. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Повторюсь, я не знаю, что это за женщина и какой смысл вкладывал в её фигуру художник, но делать далеко идущие выводы, фантазируя о её наряде, я бы не стала. :) Никакой мистики.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory

Брак
50,3 тыс интересуются