Найти тему
Путешествия с фотокамерой

Забытые амбиции: заброшенные и недостроенные проекты СССР, которые сейчас оказались никому не нужны

Оглавление

В Советском Союзе знали толк в масштабных проектах. Повернуть реки вспять, построить города там, где их раньше не было, освоить Север, сделать новые "моря", в авральном режиме проложить дороги...

Но не все проекты удалось довести до конца. Многие из них остались только на бумаге, но некоторые были начаты и не завершены. И сейчас они являются своеобразными памятниками прошлой амбициозной эпохи.

Трансполярная магистраль

Железная дорога, проложенная по вечной мерзлоте за Полярным кругом, должна была соединить побережья Атлантического, Ледовитого и Тихого океанов.

А ещё - обеспечить доступ к будущему порту на мысе Каменном (порт, кстати, так и не появился). Строили в авральном режиме, не проводя геологических изысканий и не разработав проект до конца. Очень показательно, что уже было построено 196 км железной дороги ("Чум - Лабытнанги") и только потом выяснилось, что порт на мысе Каменном технически нельзя построить, поскольку акватория залива имеет слишком малую глубину.

Поэтому новый порт решили перенести в Игарку. И стройка продолжилась: 6 лет, 4 миллиарда рублей (советских), более 70 000 человек, большинство из которых были заключёнными лагерей ГУЛАГа.

Строили круглый год, в лютые морозы, в условиях нехватки еды и оборудования. А летом вечная мерзлота оттаивала и рельсы "разъезжались", так что почти каждый год приходилось что-то переделывать.

-3

Но, так или иначе, к 1953 году было построено 700 км магистрали, после чего проект был свёрнут. Сейчас действуют всего два не связанных между собой участка: "Чум - Лабытнанги" и "Надым - Пур".

Подольское море

А ведь на юге Подмосковья, совсем рядом с Подольском, могло бы быть "море". Точнее, огромное водохранилище площадью больше 1000 гектаров. Его планировалось использовать как источник воды для множества заводов. И заодно тут хотели организовать зону отдыха для местных жителей.

В 1980 году с большим размахом начали стройку: жителям деревень, дома которых находились в предполагаемой зоне затопления, дали квартиры, а на высоком берегу Пахры возник посёлок гидростроителей. Всего планировалось построить три гидроузла, но к началу 90-х появился только один. А потом деньги кончились.

В начале 2000-х ходили разговоры, что проект вот-вот будет продолжен, но пока единственный построенный водосброс, своей высотой напоминающий пятиэтажный дом, неспешно покрывается граффити.

Подземный ускоритель частиц

Мало кто знает, но у нас мог бы появиться собственный ускоритель элементарных частиц, а точнее, протон-протонный коллайдер на сверхпроводящих магнитах. Масштабный проект построили рядом с подмосковным Протвино. Ускоритель представляет собой подземный закольцованный туннель диаметром 5 километров, находящийся на глубине 20 метров.

-5

Правда, если не знать, что искать, то догадаться о "научном полигоне", расположенном под лесом, деревнями и полями, довольно сложно. Снаружи можно заметить только несколько шахт, через которые осуществлялся спуск вниз, и остатки ангаров, в которых стояла техника строителей.

Туннель ускорителя. Автор фото: https://samnamos.livejournal.com
Туннель ускорителя. Автор фото: https://samnamos.livejournal.com

Нельзя сказать, что ускоритель полностью заброшен. В одном из ответвлений, длина которого составляет пару километров, периодически "гоняют" протоны и нейтроны, но основное кольцо не используется. Стволы и все возможные входы тщательно охраняются.

Кольская сверхглубокая скважина

Кольская сверхглубокая скважина занесена в Книгу рекордов Гиннесса и по сей день считается самой глубокой "дырой в земле".

Масштабный проект по изучению земных недр начали в 1970 году. Его целью было исследование литосферных плит на глубине 15 километров. Место на Кольском полуострове было выбрано неслучайно: именно тут самые древние земные породы находятся максимально близко к поверхности.

И с переменным успехом до 1992 года удалось "просверлить" скважину глубиной 12 262 метров. Конечно, были сложности (например, ломались буры), но в некоторых источниках вообще можно встретить слух, что из скважины слышались голоса. А кто-то даже говорит, что был взрыв. Другие уверены, что взрыва не было, это просто демон вылетел и вырвался на свободу.

Надпись на крышке - "12 226 метров", это та глубина, на которую удалось пробурить скважину до 1983 года.
Надпись на крышке - "12 226 метров", это та глубина, на которую удалось пробурить скважину до 1983 года.

Но, так или иначе, финансирования на восстановление работ на нашлось. И вся научная программа была свёрнута. От скважины осталась только дыра в земле, закрытая металлической крышкой. А почти все постройки вокруг разрушены.

Интересно, а какие масштабные проекты, оставшиеся после нас, будут изучать и исследовать наши внуки?