Найти тему

О страсти златолюбия и о верности изречения «не приставай к царю!» История из времен царя Ксеркса

Оглавление

Когда-то в западной части современной Турции существовало сказочно-богатое царство Лидия. Цари Лидии считались богатейшими людьми древности, а имя последнего лидийского царя Креза вошло в поговорку: «богат как Крез».

Лидия и соседние с ней государства во времена царя Креза (до 546 г. до н.э.). Лидия завоевана персами  в 546 г. до н.э., Вавилония – в 539 г. до н.э., Египет - в 525 г. до н.э.  Так образовалась огромная персидская империя Ахеменидов.
Лидия и соседние с ней государства во времена царя Креза (до 546 г. до н.э.). Лидия завоевана персами в 546 г. до н.э., Вавилония – в 539 г. до н.э., Египет - в 525 г. до н.э. Так образовалась огромная персидская империя Ахеменидов.

Основным богатством Лидии были золотые россыпи. Особенно прославились россыпи на горе Тмоле, около реки Пактол (в настоящее время Сарт), которую из-за множества золотого песка называли «златоносной». Название этой реки стало символом внезапно приобретенного богатства. Например, до сих пор во Франции существует выражение «коснуться пактола» (фр. « toucher le pactole »), что значит неожиданно получить большие деньги, быстро разбогатеть.

Цари Лидии первыми стали чеканить монеты из чистого золота, установив стандарт чистоты металла (98 %). До них существовали только монеты из электрума, сплава золота и серебра.

Золотая монета царя Креза c характерным изображением льва и быка. Около 550 г. до н.э.
Золотая монета царя Креза c характерным изображением льва и быка. Около 550 г. до н.э.

Но изобилие золота не спасло царство Креза от захватчиков. В 546 г. до н.э. Лидию вместе со всеми ее богатствами завоевал персидский царь Кир Великий. И отныне большая часть лидийского золота отдавалась персам на финансирование непрерывных захватнических войн их империи.

В завоеванной Лидии продолжали чеканить золотые монеты высокой пробы, только теперь вместо льва и быка на них изображались персидские цари. Первым персидским царем, появившимся на монетах был Дарий I. Из-за этого изображения новую монету называли дарик.

Золотой дарик эпохи Дария I и Ксеркса. Отчеканен в городе Сарды, бывшей столице Лидии.
Золотой дарик эпохи Дария I и Ксеркса. Отчеканен в городе Сарды, бывшей столице Лидии.

Правители Лидии, хотя они уже и не были царями, сохранили ненасытную страсть к золоту и любой ценой пытались увеличить его добычу. Но, как и всякий невосполняемый ресурс, золото быстро закончилось. По свидетельству греческого географа Страбона (60 г. до н.э.-20 г.) уже до начала I века золотые россыпи в Лидии были «скудными и истощенными», а золотой песок в реке Пактол пропал.

Древнегреческий писатель и историк Плутарх (46-127 гг.) пересказал одно предание о лидийском правителе по имени Пифий, который жил при персидском царе Ксерксе (519-465 гг. до н.э.) Плутарх называет его Пифей, но Геродот говорит Пифий, поэтому будем придерживаться Геродота. И этот Пифий так при­стра­стился к добыче золота, что сам лично выкапывал и промывал золото и принуждал заниматься этим всех своих подданных, доводя их до полного изнурения. По просьбе сограждан его мудрая жена сумела уговорить Пифия, чтобы золотодобычей занималось не все население, а только пятая его часть.

Рассказ о мудрой жене правителя Пифия, спасшей своих сограждан от ненасытного и губительного златолюбия ее мужа

«Есть пре­да­ние и еще об одной жен­щине, выдаю­щей­ся сво­им разу­мом и доб­ле­стью, — жене Пифия, совре­мен­ни­ка Ксерк­са. Пифий, как пере­да­ют, най­дя золотую жилу и нена­сы­ти­мо при­стра­стив­шись к извле­кае­мо­му из нее богат­ству, и сам пол­но­стью пре­дал­ся добы­че золота и сограж­дан при­нуж­дал выка­пы­вать и про­мы­вать золо­то, оста­вив вся­кое иное заня­тие. Такая работа мно­гих погу­би­ла, изну­ри­ла же всех, и нако­нец жен­щи­ны при­шли с вет­вя­ми про­си­те­лей к две­рям жены Пифия. Она, вся­че­ски успо­ко­ив их, отпу­сти­ла по домам, а сама, при­звав к себе золотых дел масте­ров, кото­рым вполне дове­ря­ла, в стро­гой тайне зака­за­ла им изгото­вить золотые хле­бы, пече­нья, пло­ды и извест­ные ей люби­мей­шие блюда Пифия, кото­рый в это вре­мя нахо­дил­ся в отъ­езде. Когда же он вер­нул­ся и попро­сил обедать, она поста­ви­ла перед ним золо­той стол, устав­лен­ный все­воз­мож­ны­ми блюда­ми, но не съе­доб­ны­ми, а золоты­ми. Пифий сна­ча­ла очень одоб­рил эти искус­ные изо­бра­же­ния, но, насы­тив­шись их видом, попро­сил чего-нибудь съест­но­го, а жена под­но­си­ла ему одно за дру­гим толь­ко золотые куша­нья. Пифий нако­нец при­шел в раз­дра­же­ние и закри­чал, что он голо­ден. Тогда она объ­яс­ни­ла: «Ведь ты создал нам изоби­лие это­го мате­ри­а­ла, и боль­ше у нас ниче­го нет: забыт вся­кий опыт и ремес­ло, никто не возде­лы­ва­ет зем­лю, забро­сив посе­вы, дре­во­на­саж­де­ние и сбор все­го, чем пита­ет зем­ля, мы копа­ем ее толь­ко в поис­ках излиш­не­го и бес­по­лез­но­го, изво­дя этим и самих себя и граж­дан». Эта речь глу­бо­ко подей­ст­во­ва­ла на Пифия, и хотя он не пре­кра­тил пол­но­стью золо­то­ис­ка­ние, но все же огра­ни­чил его, сохра­нив его при­нуди­тель­ность толь­ко для пятой части граж­дан и пре­до­ста­вив про­чим обра­тить­ся к ремес­лам и зем­леде­лию». (Плутарх, «О доблести женской», 27)

Богатство Пифия

О несметных богатствах Пифия рассказывает Геродот в 7 книге своей Истории. Возможно, что Пифий был внуком царя Креза. Персы называли его самым бога­тым чело­веком после персидского царя и рассказывали, что он под­нес в дар царю Дарию «зна­ме­ни­тый пла­тан и вино­град­ную лозу из чисто­го золота». Пифий сосчитал сам все свое денежное имущество и нашел, что у него 2000 талантов серебра и 4 миллиона золотых дариков без 7000.

Лидийцы, несущие дары персидскому царю. Барельф. V в. до н.э. Персеполис. Иран.
Лидийцы, несущие дары персидскому царю. Барельф. V в. до н.э. Персеполис. Иран.

О том, как опасно приставать к царю с неуместными просьбами

Геродот рассказывает, что когда персидский царь Ксеркс шел похо­дом на Гре­цию, Пифий устро­ил рос­кош­ный при­ем все­му пер­сид­ско­му вой­ску и пред­ло­жил царю в дар все свои деньги.

Ксеркс был по-настоящему удивлен таким гостеприимством и щедростью. В ответ на это он нарек Пифия «гостеприимцем царя» и оставил ему все его богатство со словами:

«Владей же сам богатством, которое ты сам приобрел. Будь всегда таким, как сейчас и тебе не придется никогда раскаиваться ни теперь, ни в будущем.»

Увы, Пифий, полагая, что он обрел царскую милость, опрометчиво обратился к царю с одной неуместной просьбой и за это ему пришлось горько раскаяться. Все пятеро его сыновей были обязаны отправиться в поход с армией Ксеркса, а Пифию было небесное знамение, что никто из сыновей не вернется. Тогда он бросился к царю Ксерксу и умолял осво­бо­дить от похо­да старшего из своих сыновей и оста­вить его как кор­миль­ца отца на ста­ро­сти лет. Ксеркс страшно разгневался, поскольку сам вел в поход всех своих сыновей и братьев. Он сказал Пифию:

« Ты выказал себя наглецом, но ты не понесешь заслуженной кары, твоя кара будет меньше заслуженной. Тебя и четверых твоих сыновей спасает твое гостеприимство. Но один, к которому ты больше всего привязан, будет казнен».

И Ксеркс при­ка­зал раз­ру­бить попо­лам старшего сына Пифия и раз­ло­жить половины тела по обе сто­ро­ны доро­ги, по кото­рой долж­но прой­ти вой­ско. Осталь­ных же сыно­вей он увел в поход, и все они погиб­ли в сра­же­ни­ях.

Персидский царь, убивающий греческого гоплита. Отпечаток гравировки на цилиндрической печати. 500-475 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Персидский царь, убивающий греческого гоплита. Отпечаток гравировки на цилиндрической печати. 500-475 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Горе Пифия и воздаяние Ксерксу

Так несчастный золотодобытчик потерял всех своих сыновей и, пребывая в непрерывном горе, утратил всякую волю к жизни. Ему хотелось умереть, но он боялся смерти. Тогда он поступил так: построил себе усыпальницу на берегу реки, и удалился туда, оставив сво­ей жене управ­ле­ние горо­дом. Он распорядился нико­му не посе­щать эту усы­паль­ни­цу, а только посы­лать еже­днев­но на лод­ке немного еды до тех пор, пока она не ока­жет­ся нетро­ну­той, что будет озна­чать, что он умер.

После того, как Пифий удалился в свою усыпальницу, его мудрая жена пре­вос­ход­но управ­ля­ла горо­дом, и во время ее правления все граж­дане были довольны, жили спокойно, не испытывая никаких бед­ст­вий.

Царь Ксеркс и Ахурамазда. Изображение на предполагаемом надгробии Ксеркса в Накше-Рустам, Иран.
Царь Ксеркс и Ахурамазда. Изображение на предполагаемом надгробии Ксеркса в Накше-Рустам, Иран.

А гневливый царь Ксеркс, истратив на поход в Грецию тонны золота и опустошив казну, потерпел жестокое поражение. В результате в его империи начался голод, недовольная знать организовала против него заговор, и в 465 г. до н. э. Ксеркса убили вместе с его старшим сыном Дарием.

Источники:

Плутарх. Застольные беседы. / Пер. и прим. Я. М. Боровского, М. Н. Ботвинника, Н. В. Брагинской, М. Л. Гаспарова, прим. И. И. Ковалевой, О. Л. Левинской. Ст. Я. М. Боровского. Отв.ред. Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). Л., Наука. 1990. Стр 285-286

Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. (Серия: Памятники исторической мысли). Л.: Наука, 1972. VII, 27—29 и 38—40.

Страбон. География. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. (Серия: Памятники исторической мысли). М.: Ладомир, 1994. XIII.I.23 и XIII.IV.5

Сетевые версии:

Геродот. История. Плутарх. О доблести женской. Страбон. География.

Большое спасибо за прочтение статьи.