14 апреля 1701 годы указом Петра I была открыта "Школа математических и навигационных, то есть мореходных хитростно искусств учения". Школу определили в ведение Оружейной палаты. В ученики набирали детей дворян, дьячих, подьячих, детей бояр и других чинов. Штат школы был определен в 500 человек. Первоначально обучались несколько десятков учеников. Те из учеников, у кого было более 5 крестьянских дворов содержались за свой счет, остальные за счет государства. В школу набирали детей в возрасте от 12 до 17 лет. Кто-то попадал туда добровольно, а некоторых забирали силой. Но из-за сопротивления бояр и страха народа перед всем новым, учеников набрать полностью не удалось. И стали принимать молодых людей до 20 лет. Директором школы был приглашен "профессор Абердинского университета Генрих Фарварсон". С ним прибыли два учителя.
В школе преподавали: закон божий, арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, морскую астрономию и географию.
Определенные в школу курсанты не все обладали достойной для обучения подготовкой, поэтому при школе были открыты два начальных класса, назывались эти классы русской школой. В этой школе обучали чтению, письму, счету и началу арифметики. Продолжительность обучения в Навигационной была разной. Некоторые осваивали программу за 4 года, некоторые учились в школе сроком до 12 лет.
Нравы в те времена в Росси были суровые. Ученики пили, устраивали драки, прогуливали уроки, занимались воровством у соседей- купцов. Но методы воспитания то-же были не очень демократичные. В основном битьё определяло сознание будущих военных и гражданских начальников. За прогулы на курсантов налагали денежные штрафы. Если провинившиеся не отдавали штрафы, то били плетями. Причем тем, у кого были крепостные было снисхождение, первоначально били крепостных, но если штрафы не отдавались, то били самих господ. У кого не было крепостных, тем повезло меньше, сразу били самих курсантов. Били плетями; за прогулы, за пьянство, воровство и слабые успехи в учебе. Обучение в школе первым курсантам привыкшим к домашним вольностям, давалось с трудом. На занятиях присутствовали «дядьки» с хлыстом, которые за нарушение дисциплины, шалости на уроке и разговоры между учениками, без предупреждения и жалости получали по заслугам от "дядек", не разбирая чинов и званий родителей провинившихся. Курсанты отвечали ненавистью своим учителям. Одного из учителей(Грейса) даже убили на выходе их школы. Из школы не исключали, если кто-то совершал побег, то наказание было более жестоким. Некоторых лишали всего: дворянства, имущества, отдавали в солдаты без права производства в офицеры и ухода в отставку, ссылали на каторгу. Но несмотря на все трудности, навигационная школа сыграла огромную роль в подготовке военных, флотских и гражданских кадров для России. В школе готовили моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданские чиновников, писарей, мастеровых и т. д. В 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а в 1712 году — в ведение Адмиралтейской канцелярии. Эта школа была самым первым светским учебным заведением в России. Навигационная школа сыграла в истории России положительную роль. Школа дала государству первых национальных инженеров, строителей, архитекторов, артиллеристов, геодезистов, государственных деятелей. Первые выпускники школы прославили Россию своими достижениями в науке и ратных делах. Школа была упразднена в 1753 году,
H.S. Уважаемые читатели. Если понравился рассказ, поставьте лайк. Буду благодарен.