REALT заканчивает спецпроект про самую молодежную и аутентичную улицу Минска — Октябрьскую — место, где круглыми сутками «кипит» жизнь. В проекте мы рассказывали про сердце улицы — про бизнесменов и их заведения, которые толпами притягивают к себе людей со всего города. В последнем материале мы же хотим показать душу Октябрьской, которая в свое время и вдохнула в старые заводские закоулки вторую жизнь. Все началось с фестиваля Vulica Brasil. Именно тогда на Октябрьской появились два мурала, которые стали визитными карточками современного города. Сегодня их тут насчитывается больше 20, а Минск с тех пор неформально называют столицей Urban-арта. Какая тайна хранится в каждой работе, о чем хотели рассказать нам художники, спросили у Оксаны Манкевич, экскурсовода фестиваля.
«Мурал — это не вандализм, а санкционированный вид искусства»
По сравнению с сегодняшней популярностью до 2014 года Октябрьская казалась необитаемой. Тогда по ней ходили лишь заводчане и то после смен. Изредка попадались посетители «Хулигана», которые не вписывались в местный антураж. Старые и обшарпанные стены зданий скорее отпугивали, чем привлекали.
Vulica Brasil не задумывался как фестиваль преображения Октябрьской. Изначально все началось с огромной любви к Бразилии Милы Котки, в последующем — одного из главного автора арт-проекта. Она много раз ездила с культурными исследованиями в Бразилию и по возвращению хотела привезти кусочек Бразилии в Минск. Познакомить местных с их культурой, рассказать, как там живут люди и как они украшают свои города. Иногда тематические сходки устраивали в NewTon.
— Люди постоянно спрашивали, как туда дойти. Удивлялись и пугались заводским постройкам. Идея показать на примере Октябрьской бразильскую культуру возникла позже, когда в Минск приехал бразильский дипломат Данило Коста и предложил привезти художника из Бразилии. До этого Мила привозила в Минск только мастеров капоэйры, музыкантов и танцоров, — вспоминает, как зарождался проект Оксана Манкевич. — Это и дало первый импульс для создания фестиваля. Бразильские художники начали приезжать в Минск и вместе с белорусскими авторами превращали нашу «вуліцу» в один большой арт-объект.