Глава 3. Окончание. §§ 3.34, 3.35.
a 3.34. На рубеже 20 - 21 веков реформы проходили в разных странах, в том числе – в Южной Корее и Китае. По данным МВФ в 1980 году ВВП Ю. Кореи в долларах США был равен 65 млрд. (в 14 раз меньше, чем у СССР), в 2019 – 1,64 трлн. (у России – 1,7 трлн.). В 1980 году ВВП Китая составлял 303 млрд. (в 3 раза меньше, чем у СССР), в 2019 – 14,4 трлн. (в 8,5 раз больше, чем у России). То есть за 40 лет номинальный ВВП вырос в Ю. Корее в 26 раз, в Китае в 47 раз.
b Часто ВВП сравнивают по паритету покупательной способности, хотя это не всегда правильно. В 2019 году Росстат рассчитал ВВП ППС России по курсу 25,47 рублей за 1 доллар США. Может быть, это верно для небольшой продовольственной корзины, но цены на товары, включая импортные, не могут быть в одной стране в 2,5 раза меньше цен на такие же товары за рубежом. Иначе бы весь мир покупал автомобили, одежду, гаджеты и лекарства только в России.
c В 2019 году ВВП ППС на душу населения в Южной Корее был больше, чем у России, Испании, Португалии, Италии, Японии и Великобритании. Россию она превосходит по этому показателю в 1,6 раза. Для Ю. Кореи, которая занимает 27 место в мире по населению (у Россия – 9 место) и 107 место в мире по размеру территории (по площади равна Ростовской области в России), результаты реформ оказались превосходными.
d Рыночные реформы в России продолжались 12 лет, и ее ВВП в долларах США в 2003 году оказался меньше размера ВВП в 1991 году. С 1999 по 2003 год среднегодовой рост ВВП за 5 лет составил 6,5%, но предыдущие 7 лет с 1992 по 1999 год он сокращался в среднем на 6,8% в год. Придется признать, что пятые за последние 300 лет реформы в России не удались.
e После окончания реформ страна стала еще больше отставать от развитых стран, которые намеревалась догнать. Уровень ВВП 1991 года России удалось превзойти только в 2006 году, значит, прирост экономики с 1992 по 2005 год оказался нулевым. При таких темпах развития у России не получится повторить достижения Ю. Кореи и Китая.
f Ссылки на трудности проведения реформ в России вряд ли уместны. В 1948 году Германия была в состоянии разрухи и упадка после Второй мировой войны, и поделена на несколько секторов оккупации. Корея сильно пострадала в время войны 1950-1953 годов и разделилась на два враждебных государства. Китайская экономика находилась в кризисе после осуществления политики «Большого скачка» и «Культурной революции». Но это не помешало всем трем странам начать реформы и стать мировыми лидерами экономического роста.
g Россия находилась в более благоприятной обстановке в 90-е годы. Завершилась холодная война и гонка вооружений, нам никто не угрожал и не применял экономические санкции, в стране не было революций, народных восстаний и природных катастроф. Российские реформаторы могли изучать опыт реформирования в других странах и на первом этапе имели поддержку населения.
h Однако, даже в таких условиях главная цель российских реформ – догнать по уровню экономического развития ведущие страны мира, не была достигнута. Оценивая успехи ФРГ, Японии, Сингапура, Китая, Южной Кореи и Вьетнама становится понятно, что это не они быстро развивались, а Россия и другие государства шли вперед слишком медленно.
a 3.35. Российские реформаторы не представили подробных планов преобразования страны. Поэтому неясно, какие страны были выбраны в качестве ориентиров. Кого и когда Россия собиралась догнать: Китай, Германию или Бразилию? Известно лишь, что реформаторы не ожидали гиперинфляции, и рассчитывали на рост экономики в 1993 году. Но получилось по-другому – рост цен был гигантский, а подъем в экономике начался только в 1999 году.
b За годы реформ повседневная жизнь россиян изменилась к лучшему. Исчезли дефицитные товары и очереди в магазинах, был ликвидирован институт прописки и теперь каждый сам выбирает место жительства, выезд за границу стал обыденным делом. Граждане вправе иметь в собственности недвижимость, быть учредителями предприятий, медицинских центров, СМИ, образовательных учреждений, некоммерческих организаций.
c Но количество граждан, которые получили выгоды от рыночных реформ в России, оказалось невелико. Это чиновники, успешные бизнесмены, сотрудники силовых ведомств, небольшая прослойка тех, кого относят к высшему среднему классу, и члены их семей. К ним можно добавить несколько миллионов человек, которые уехали из России на ПМЖ за границу.
d Все остальные, то есть большинство россиян, воспринимают 90-е годы 20 века как ужасные, лихие и бандитские, как время, когда большинству людей приходилось выживать и рассчитывать порой на гуманитарную помощь из-за границы. Многие потеряли работу, их денежные накопления обесценились, на улицах городов появились нищие.
e Если объективно оценивать итоги рыночных реформ в России в процентах по соотношению россиян, которые смогли улучшить свою жизнь, и тех, кто считает, что они стали жить хуже, по формуле «положительно : отрицательно», получится такая картина:
- современная оценка в 2020 году – 30 : 70;
- будущая оценка в 2050 году – 20 : 80;
- оценка потомков в 2100 году – 10 : 90.
f Такие оценки отражают процесс развития России в последующие десятилетия, и отношение россиян к успешным реформам в других странах. Каждый раз, узнавая о чужих достижениях, у них будет появляться чувство сожаления о том, что российские реформы 90-х годов принесли им разочарование и потери вместо ожидаемого благополучия и достатка.
31 августа 2021
О начале контрреформ в России будет рассказано во вторник 07 сентября 2021 в 21-00 МСК.