Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает быть, например, врачом. И в будущем воплощает свою мечту. А как быть тем, кто не знает, чего хочет?
Я в прошлом именно такой ребёнок. 2002 год, поколение, чей подростковый период выпал на конец 90-ых. Родители вечно на работе. Дети сами по себе. Как сейчас помню ощущение пустоты в мыслях относительно будущей профессии.
— Кто я?
— Куда идти?
Да чёрт его знает.
Вроде бы хочется в туристическое дело. В то время направление непопулярное, такой факультет был в вузе Сочи, далековато. Уезжать так далеко из дома страшно. Отметаем вариант.
А может, в культурное пойти? Столько лет отдано ТЮЗу, зря, что ли? Хотя нет, это не серьёзно, и родители настаивают на «вышке». Отметаем.
Какая же я бестолковая, никаких особых способностей и стремлений. Вон подружки давно определились, одна художница будущая, другая на ин.яз, а я что? Бестолочь.
Отец, видя мои мучения, повёл меня на консультацию в местное управление образования, к своей знакомой. Она попыталась меня «определить».
— А сама-то чего хочешь?
— Не знаю.
— А какие предметы в школе нравились.
Хм. «Никакие», — подумала я про себя. Вслух ответила:
— С математикой туго, хорошо бы без неё в будущем обойтись.
— Ага, гуманитарий значит. А может на факультет психологии, там как раз набор в госуниверситете?
— Можно. А там математики не будет?
— Нет.
Я согласилась, вспомнив, что когда-то в шестом классе как раз хотела стать психологом, посетив консультацию психолога-профориентолога. Мне тогда очень понравилась та женщина: спокойная, рассудительная, доброжелательная. Именно образ человека откликнулся во мне тогда, а не сама деятельность. Я запомнила её рекомендацию: «Тебе надо работать с людьми».
Так я выбрала профессию. Как оказалось не навсегда. В первом же семестре первого курса пришлось сдавать экзамен по высшей математике и зачёт по теории вероятности и математическому анализу. И недобрым словом вспоминать ту тетку из УпрОбра. «Вышка» тогда поддалась мне только с 3 раза. А другие три девчонки из-за неудач по высшей математике были отчислены, перевелись на платное.
Сознательный ли это был выбор? Вероятно, нет. Я не мечтала быть психологом. С профессией у меня всегда была «односторонняя любовь». Вокруг все говорили, какой я замечательный специалист. В прошлом осталось много благодарных клиентов. Мягкий тип темперамента, аналитичный склад ума и терпеливый характер этому только способствовали. Я занималась со взрослыми, детьми и будущими приемными семьями, и все они рекомендовали меня знакомым.
После первых двух лет работы мне предложили узконаправленную специализацию пенитенциарного психолога. Сфера непростая и от этого очень интересная. Я думала — вот оно! Теперь-то всё будет по-другому. И какое-то время действительно было.
Спустя 10 лет работы я всё-таки ушла из профессии. Решила, что ещё не поздно найти себя в чём-то другом. Коллеги сомневаются, говорят нельзя просто взять и перестать быть психологом, ведь это определённый образ мышления и восприятия.
Да и для всех окружающих ты остаешься «тыжпсихологом». Люди продолжают обращаться за консультациями, коллеги за супервизией. А я тем временем получила новый диплом и открываю новые горизонты.
Нашла ли я теперь дело всей жизни? — Нет.
Абсолютно ли я довольна новой специальностью? — Нет.
Перестала ли я думать о психологии? — И снова нет.
Продолжаю ли я искать? — Да.
Моя история — это путь неприкаянной «девочки» в 35 лет. Она не смогла в 17 лет понять чего хочет и куда ей идти. Мне хотелось бы, чтобы мои дети не испытывали таких трудностей. И в этом одна из родительских задач.
Я долго думала, как можно помочь детям в выборе профессии.
- Возможно, просто не надо думать, что это один раз и на всю жизнь?
- Может, надо смириться с тем, что профессию можно и нужно легко менять, если ты понимаешь, что недоволен ей?
- А может надо менять систему среднего профессионального и высшего образования (это, конечно, утопия, но помечтать-то можно)?
А что бы мне помогло в выборе профессии в 17 лет? Поразмыслив над этими вопросами, я сделала следующие выводы:
1. Лично мне не хватило разговоров и обсуждений на тему выбора профессии.
Со мной в принципе этого никто и не обсуждал. А нужен был авторитетный взгляд со стороны. Очень важно давать детям много информации о различных направлениях, об их плюсах и минусах. И главное, без лишней окружающей оценки и стеснения «примерять» эти профессии на себя, даже если кажется, что это вообще не твоё.
2. Непонимание своих слабых и сильных сторон увеличивает шанс ошибиться в выборе.
Взгляд только сквозь призму школьных оценок.
У меня было трудно с математикой, пойти учится на бухгалтера я даже не могла подумать. А сейчас я прекрасно владею цифрами, выискиваю ошибки в «километровых» отчётах с числами, обожаю чёткую структуру дебита и кредита. И вообще, люблю сидеть и скрупулёзно и методично выводить баланс.
3. Самое трудное: система высшего и среднего профессионального образования.
Я уверена, что его можно многократно улучшить. Причём не надо менять программы, методы и способы преподавания, а лишь изменить подход к определению специальностей.
- Было бы здорово иметь возможность безболезненно и без лишних проблем поменять факультет, скажем, после второго курса. Да даже и после 4-го, если ты готов поучиться из-за этого на год или два дольше.
- Профильные предметы ввести раньше, а не только на 3 курсе. И чтобы профильные предметы вели практики, а не теоретики. Примеры из реальной профессиональной жизни гораздо понятнее сухой теории.
За 5 лет обучения я любила только двух преподавателей. У них были потрясающие занятия, и они вели пары по совместительству с основным местом работы. Слушать их было интересно, реальный опыт вдохновляет и мотивирует.
- Система практики.
Ни одной нормальной производственной практики за 5 лет лично у меня не было. Всё было на уровне познакомились-показали-рассказали и идите не мешайте работать. И это огромный минус. Понять и почувствовать профессию таким образом совершенно невозможно.
Практика, начиная с первого курса, должна быть полноценной по качеству и времени. Бесполезны совершенно 2 недели практики по два часа в день. А вот целый рабочий день с перерывом на обед и всеми возможными задачами согласно должностной инструкции — от этого будет толк всем.
Студенты реально должны оказывать полноценную помощь принимающей стороне во время похождения практики.
Вот только представьте, если в школе у учителей всегда на подхвате будет студент: раздать тетради, помочь тихонечко отстающему, начертить что-то на доске.
Сейчас, когда в классах очень много детей самого разного уровня развития, это было бы реальным подспорьем замученным учителям.
То же самое с воспитателями: помочь покормить и одеть всех детей на прогулку; почитать сказку группе, пока старший воспитатель отведёт в мед кабинет заболевшего ребёнка.
И так во многих сферах, где помощь студента будет полезной. После такой практики у молодых людей будет вырисовываться реальная картинка будущей профессиональной деятельности. А если после этого можно ещё и факультет спокойно сменить, то вообще красота!
А как вы выбирали профессию? Вы довольны ей? Как собираетесь помочь детям в её выборе?
Если вы задумываетесь об этих и других вопросах образования детей, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Для детей на семейной форме обучения
Читайте другие наши статьи:
Выбираем любимую работу: что рассказать подростку о профессии педагога