Каждый день научные издания приносят нам новости: с помощью спектрометрии стало понятно, как изготавливали ткань с металлическими нитями; рентгеновские лучи показали, что спрятано под слоем краски на портретах Леонардо.
Но до сих пор есть предметы, которые непонятно как сделаны. Ведь у древних не было станков с числовым программным управлением, не было сплавов, чтобы сверлить с высокой точностью гранит или другие твердые минералы. Я не исключаю, что когда-нибудь эти технологии станут очевидными, но пока убедительного объяснения нет, хотя и есть всевозможные гипотезы.
1. Прямые углы на камнях, обработанных индейцами в Пума Пунку в Боливии
Ученые относят этот памятник к 536 году нашей эры. Время, когда в Европе вандалы разрушали Римскую империю, в Южной Америке доинкская цивилизация строила храмовый комплекс по технологии, можно сказать, конструктора лего. Камни плотно пригонялись к друг другу и удерживались с помощью скоб, отлитых из бронзовых сплавов.
Как сделаны внутренние прямые углы на блоках андезита под 90 градусов? Ведь отстукиванием камнями и притиркой это уже не сделаешь. Словно большой фрезер сделал такие строго выверенные выемки. Строители этого храма явно знали какую-то уникальную камнерезную технологию и принципы начертательной геометрии.
Версий, конечно, множество, от "размягченных" камней с помощью какого-то растения до древнего бетона. Но пока нет самой убедительной, с которой согласились бы ученые.
Пока нет официального научного объяснения этой технологии есть масса уфологических. Но надо иметь в виду что храмовый комплекс занимает примерно 17 гектаров, а раскопано пока только 2. Вполне возможно, что в ходе археологических исследований найдутся инструменты или какие-то либо следы применяемой технологии.
2. Полигональная кладка Инков
Сейчас уже очевидно, что полигональная кладка инков создавалась отстукиванием и подгонкой камней друг к другу. В 1986 году ученый Жан-Пьер Протцен из университета Беркли в ходе экспериментальной археологии доказал, что при определенной сноровке вполне возможно подогнать камни друг другу, оббивая их стороны. При этом он использовал каменные орудия.
По большому счету технологии, которые использовали инки в каменоломнях, не отличались от тех, что применяли в древности в цивилизациях Старого света. Так же воздействовали - огнем и водой, чтобы расколоть породу, вбивали в трещины деревянные клинья, а потом смачивали их водой, чтобы разбухнув, дерево напряжением откололо кусок.
НО! В ходе исследования на каменоломнях были обнаружены следы воздействия каких-то инструментов. Это явно распилы. А вот чем инки "пилили", до сих пор остается неизвестным. Ведь они использовали медь и бронзу. Такими орудиями камень не отпилишь.
3. Шестеренка из планетария Архимеда
В 2006 году на Сардинии были найдены руины, которые ученые отнесли к части планетария Архимеда. Среди прочего был обнаружен небольшой окисленный металлический предмет. Его определили как шестеренку, уже известную по Антикитерскому механизму. Своего рода аналоговому компьютеру древности ( в нем было 37 различных типов шестерен). С его помощью можно было воспроизводить движение планет и предсказывать затмения. Считается, что его создатель — Архимед, и есть письменные подтверждения этой версии.
Вот только шестеренка из Ольвии на Сардинии поразила ученых технологией, невероятной для того времени. После реставрации, когда были очищены окислы, обнаружилось, что этот сплав не бронза, распространенная в древности, а латунь. Кроме того, зубчики шестерни не просто треугольные, чего следовало ожидать при том уровне обработки металла, а имели сопряженный профиль. До такого ученые дойдут только в 18 веке.
Само существование Антикитерского механизма уже является большим чудом, но удивительно и то, как его изготовили. Сейчас сделать такие детали — просто, имея арсенал металлообрабатывающих станков. А вот как это делали в древности — загадка.
4. Стакан крестьянина Вершинина
Может быть это и не такая глубокая древность, как механизмы Архимеда и руины Пумапункту, но не менее интересная.
В некоторых музеях мира хранятся стаканы, которые изготавливал крепостной мастер Вершинин на рубеже 18 и 19 века. Всего известно около 20 штук. Между двумя слоями стекла он запаивал аппликации из сухих веточек, бумаги, создавая панорамные объемные картинки.
Понятна конструкция: два стакана — один больше, другой — меньшего диаметра. Но вот как запаян край между ними - это большой вопрос. Если расплавить стекло, то сгорит вся аппликация внутри. Клея, который склеивал бы стекло, на тот момент еще не изобрели.
Есть предположения, что секрет изготовления панорамных стаканов Александр Вершинин передал подмастерьям, поскольку есть подобные произведения, но уступающие в мастерстве. Но постепенно секрет был утерян, и сейчас пока никто не доказал как именно сопряжены два стакана.
Подробнее читайте об этом здесь.