На основании обстоятельного статистического исследования архивного материала за 14 лет (1890 – 1904 гг.) относительно самоубийств и покушений на самоубийства среди учащихся в русских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения профессор Г.В.Хлопин («Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся в русских учебных заведениях», 1906 г.) пришел к следующим главным выводам. Наибольшее число самоубийств наблюдалось до сих пор среди учащихся в средних учебных заведениях в округах Казанском, Киевском, Одесском, Харьковском и Виленском; наименьшее – в округах Оренбургском, Варшавском и Западно-Сибирском. По числу самоубийств среди учащихся в высших учебных заведениях на первом месте стоит Казанский округ, на последнем – Петербургский. Число самоубийств среди гимназистов и реалистов с течением времени увеличивается, среди же учащихся в высших учебных заведениях такого увеличения не замечается. Интересно, что у студентов максимум самоубийств падает на первый курс. Что касается способов самоубийства, то учащиеся (обоего пола) в средних учебных заведениях чаще всего кончают расчеты с жизнью огнестрельным оружием, гимназисты и реалисты также через повешение, а студенты и гимназистки – через отравление. Самой частой ближайшей причиной самоубийства среди учащихся являются душевные и нервные болезни; затем идут причины, кроющиеся в педагогических, административных и санитарных условиях самих учебных заведений; наконец, на последнем месте плане стоят причины семейные. Для предотвращения самоубийств среди учащихся автор предлагает улучшить постановку физического воспитания. Кроме того, он признает необходимым изменить весь строй учебного дела в том направлении, чтобы школа не насиловала детских способностей, не убивала личных особенностей каждого ребенка и не подрывала душевного и физического здоровья подрастающего поколения. Все эти вполне основательные требования могут быть, однако, проведены в жизнь лишь при достаточном числе соответственно подготовленных и обеспеченных преподавателей и при возможности школьным врачам действительно отдавать значительную часть своего времени санитарному делу учебного заведения; до тех же пор, пока врачи наших учебных заведений будут по-прежнему получать вознаграждение в 25 – 30 – 40 рублей в месяц (как это, насколько нам известно, еще широко применяется даже в Петербурге), фактически невозможно и требовать, чтобы они отдавали много времени школьному делу.
Русский врач. 1906. № 18.
Эту и другие статьи из газет вековой давности читайте подробнее: http://www.hroniki.org
"Хроники. Истории про врачей, пациентов, фармацию и медицинскую науку