Над убранным полем одиночками летают птицы-мышеловы: луни, пустельги и канюки. Нельзя сказать, что эти хищники питаются исключительно мышевидными грызунами. Но полевок за лето расплодилось так много, что их хватает всем пернатым без исключения - как соколам, так и ястребам, а потому на поле все соломенные скирды целый день используются как наблюдательные посты. Канюки – самые многочисленные из всех перечисленных птиц, это потому, что они самые обычные пернатые хищники в Подмосковье. Птицы эти подолгу сидят неподвижно на возвышении, но часто их можно увидеть парящими неспешно над полем. Силуэт канюка легко узнаваем даже без бинокля. В полете канюк часто описывает круги, раскрыв свои широкие, закругленные крылья. При медленном передвижении он имеет характерную для птиц обладающим парящим полетом «пальчатую» форму конца крыльев. Относительно короткий, с прямым обрезом хвост птицы придает ей вид коренастого телосложения. Вариации общей окраски разные, от темно-коричневой до рыжевато-охристой. Осенью канюки молчаливы, но весной, тревожась возле гнезда, канюк обычно гнусаво кричит, что слышится как протяжное «кьая-я-я», словно «канючит» или просит у кого-то. Канюки у нас многочисленны, но в России они держатся весьма осторожно, и улетают, едва отметив, что им заинтересовался человек. Сказывается многолетнее преследование всех пернатых хищников. Ведь у нас со времен «компаний по борьбе с вредными пернатыми хищниками», всего ещё полвека назад ястребов, соколов, орлов отстреливали всех без разбора в огромных количествах. Канюков тогда тоже истребляли тысячами.
Иногда можно наблюдать, как канюк добывает своих жертв. Он летит над открытым пространством луга или поля и, заметив полевку внизу, задерживается на одном месте, подобно пустельге. Затем птица складывает крылья и бросается вниз, гася скорость лишь перед землей, чтобы не разбиться, и вытянув вперед лапы, для ловли зверька. В случае успеха хищник может прямо здесь, не поднимаясь вверх, заняться трапезой. Широкое распространение и большая численность этих птиц объясняется непритязательностью их в выборе кормов. Птицы легко приспосабливаются к наиболее многочисленным кормам и способны кормить птенцов не только мышами, но и змеями, лягушками, мелкими птицами, а также их птенцами. В Подмосковье кормовыми объектами канюков чаще всего становились мышевидные грызуны и птицы, а в горах Кавказа мне неоднократно доводилось видеть охоту этой птицы на гадюк. У этого вида можно различить две разных популяции, одна из которых ежегодно селится в одних и тех же лесных угодьях, используя часто свои старые гнезда. Другая группа птиц кочует по разным районам и гнездится в богатых мышевидными грызунами местах, где. хоть и не ежегодно случаются вспышки численности мелких млекопитающих. В такие, богатые на корма годы, плотность гнездящихся птиц увеличивается в разы и тогда канюки, даже весной (до появления молодых птиц), встречаются часто.
Они прилетают весной в момент схода снега на полях. Самцы часто летают высоко в небе, исполняя там демонстрационные полеты, иногда подают голос. Интересно, что охотясь на открытых пространствах, гнездовую постройку канюки располагают в лесу, недалеко от опушки. Гнездо строят из веток и сучьев деревьев, обычно устраивая её в средней части кроны, у ствола. Лишь раз мне удалось его найти на высоте 4 метров от земли, обычно же высота гнезда 8-12 метров. Массивную постройку хорошо видно лишь пока деревья не укрылись листвой. В гнездо, на его края, даже после вылупления птенцов, птицы всегда приносят ветки деревьев с зелёными листьями. По этому признаку всегда можно определить, что гнездо жилое. Откладывают 2-4 яйца, которые насиживают до месяца. Насиживает больше самка, а самец приносит добычу в гнездо. У гнезда птицы осторожны, молчаливы и всегда слетают с гнезда заранее, до того, как человек оказывается в опасной близости. Канюки никогда не защищают свои яйца или птенцов. Птенцы, вылупившись в середине июня, имеют серовато-белый пуховой наряд. А через три недели, начинают оперяться. В это время они сидят в гнезде уже самостоятельно, без самки. Гнездо довольно просторное для такого малого числа птенцов, ведь чаще их бывает не больше трех. Если корма хватает, то родители справляются и выкармливают без потерь весь выводок, но в случае бескормицы младший птенец или двое погибают.
Перед вылетом они перебираются на верхние ветви гнездового дерева, где ждут родителей. Взрослые птицы приносят корм к гнезду, и птенцам приходится возвращаться вниз, едва кто-то из взрослых появится с кормом. Покидают гнездо птенцы в полуторамесячном возрасте. Затем они учатся ловить свою обычную добычу - полевок. Канюк – универсальный хищник, использующий для охоты за мышевидными грызунами разные приемы охот, но успешность его атак не высока. Ученые, анализируя его попытки поймать мышевидных грызунов, отмечали, что только одна атака из семи успешна. Но канюки также ловят кузнечиков и саранчу, расправляются с лягушками и жабами, собирают выползших дождевых червей, питаются падалью. В редких случаях они способны отнять добычу у слабых птиц. Поэтому даже в бедный на мышей год эти птицы не голодают.
Улетают эти хищники от нас в сентябре, направляясь в Центральную Азию и Африку. В октябре ещё можно увидеть отдельных птиц, но позже в умеренных широтах их сменяют, похожие на обыкновенных канюков, зимняки или мохноногие канюки. Последние гнездятся в тундре, а пролетают на зимовку позже наших канюков. Иногда зимняки задерживаются в средних широтах на всю зиму.