В деревнях сейчас даже самые неухоженные или заброшенные участки благоухают праздничными красками. Проезжая деревни, попадающиеся на пути к родителям - Кизбой, Мальцево - борюсь с желанием остановиться и напроситься в гости за иные калитки - до того там счастливо!
В редкий год на Вологодчине успевают вызреть яблоки к Яблочному Спасу, зато нынешнее лето - удивительно! - управилось в срок. Гнутся ветви в ожидании свободы, а кастрюльки меняют бурлящие рассолы на сиропы.
Вечера всё прохладнее, и стоит только выдаться ещё по-летнему тёплому, кошка Дуся теряет голову и загуливается дольше комендантского часа. Выходим с Шурой её поторопить и понимаем - сами бы уселись в соседском огороде мышь караулить!.. Хорошо-то как!
Под моё "Дуся! Дуся!", слышное даже в Курягино, обходим владения, и тут под одной из сосенок Светкиного бора вижу... Маслята! МАСЛЯТА!!!
Через 10 минут они уже шкворчали в сковородке, готовясь с дольками молодой картошки стать завтрашним обедом Шуры.
Вторую неделю жарю мелкую картошку с сухим, ещё прошлогодним, укропом. Уже и картошинки подросли, приходится резать, а я всё не могу угомониться - вкуснотааааа! А с грибочками.....!
И уже на следующий день бежим с мамой в Сельник на разведку!
Многолетний опыт тихой охоты по одному только лесному духу подсказывает мне - нет грибов, рано, Светенька, рано.... Но вчерашние маслята заставляют верить и подходить к каждому своему тайному местечку, разведывая - ага... белых нет, опят нет, красноголовиков нет...
О! Подберёзовик! Да ещё какой - черноголовый, такие только сырой осенью по кочкам семьями сидят, а тут.... Нет, меня не обманешь! Подберёзовик, конечно, настоящий, но он - то самое исключение из правил.
Поняв, что в дальние кладовочки идти не стоит, разворачиваемся к дому. А в лесу своя жизнь, неведомая выжженным засухой полям. Просвечивают выхваченные проглянувшим сквозь кроны солнцем первые берёзовые золотинки...
Пушистевеют вечнозелёные мхи, словно крохотные ёлочки... И хочется уже грибной урожайности, чтобы обозначились заросшие за лето тропинки, а дни оживились стремлением успеть пробежаться по ним скорее молвы, несущей от дома к дому: "а Ваня-то ведро белых принёс!"
Ох, уж этот Ваня... и заведётся же в деревне эдакой.... конкурент! Топчи, топчи, будоражь грибницы в моих (с детства!) кладовочках, ужо я всё наверстаю!
Спешу любить уходящее время, чтобы острее чувствовать тоску той порой, когда под треск дровишек в камине и нытьё назойливых дождей, буду перебирать в руках шерстяную нить, нанизывая тёплые петли на крючок или спицы.
Самое время, чтобы сожалеть о неисполнившемся, грустить об утраченном и снисходительно улыбаться - было, было лето! Настоящее, летнее!
Встаю ранним утром, чтобы успеть к рассветному туману над гладью лесного озера, но не могу удержаться: брожу вокруг дома, подглядывая за таинствами утра. Солнце уже показывает свою огненную макушку над лесом, а за речкой звонко, первее всех птиц, с особой тоской, так не похожей на весеннюю, курлычут журавли. Разбуженный Петро полусонным хрипом ободряет их из курятника - мол, свидимся ишо....
На часах пять утра, на градуснике +6,8, трава искрится несметным количеством водяных шариков, которые леденят босые ноги, а я ступаю, словно по хрусталю, боясь стряхнуть. Если вы никогда не бродили босиком по холодной росе - срочно попробуйте и удивитесь, сколько воды в этих крохотных бусинах... сколько!!!
И обязательно найдите паутину, увешанную розовыми росинками! Август и сентябрь - паучье время: всё ими сплетённое преображается по утрам из страшных сетей в необыкновенные панно, которые мнится повторить...
ведь паучье искусство не вечно... Наслаждайтесь!
А я уже не спешу на озеро, понимая, что опоздала - небо яснеет голубым, половички облаков белеют...
...и капризные туманы убегают в лес, подбирая мокрые от росы подолы.
Преодолев десяток километров, на подъездах к озеру останавливаюсь в Демешево и удивляюсь - солнце-то, словно на перегонки со мной, лезет вверх.
И ведь побеждает в моей погоне за непроснувшимся озером, коснувшись кромки леса на том берегу.
Я спускаюсь к воде и замираю - тоненькая полоска пара, подсвечивающая кардиограмму отражения, и тишина... какая же тишина! Молчание птиц, листвы...
Лишь повылезет солнце, осветив докипающую котловину озера, и наполнится день привычным шумом жизни.
Но и в этом молчании нет зловещего холода - зябко ёжась в ажурном вязаном платье, ради которого я и приехала сюда, ещё не согревшимися от росы ступнями вхожу в воду и не в силах сдержаться, иду дальше, глубже - в уютное тепло прогревшегося за лето озера.
Природа уберегла от нас свои самые тайные тайны, скрыв под покров полнолунной ночи, в туман раннего утра, в марево осеннего заката...
Не ленитесь рано вставать... день, начатый с такой красоты, живётся иначе, поверьте мне!
Живите с радостью!