Найти тему
Муки Зву

«Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране. Vol. 10:

Оглавление

«Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос — Суперзвезда») — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, вышедшая в 1970 году. Произведение стало настолько популярным и цитируемым, что даже у нас в «империи зла» СССР, за «железным занавесом» многие режиссеры и исполнители не стеснялись использовать тексты и музыку в своих постановках.

«Jesus Christ Superstar» 1970 г. -- выпуск № 10 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»
«Jesus Christ Superstar» 1970 г. -- выпуск № 10 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»

Наверно, не ошибусь, если скажу, что в первый раз я услышал мелодии «Jesus Christ Superstar» по телевизору в ночь на Новый 1977 год в телемюзикле «Волшебный фонарь» (уточню заранее, что был еще неожиданный показ на Пасху весной 1976 г., но я его не застал).

Мама была большой поклонницей теле-«Бенефисов» с участием Татьяны Шмыги, Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной и др. Поэтому эти веселые музыкальные телефильмы в постановке талантливого режиссера Евгения Александровича Гинзбурга я впитывал с детства с лицами любимых актеров.

Мне не давали смотреть их целиком, потому что они шли поздно, но фрагменты остались в моей памяти с поющими любимцами Моргуновым, Караченцовым, Хазановым. В тот веселый Новый Год вместо привычного телеконцерта после «Голубого огонька» советскому зрителю показали мюзикл «Волшебный фонарь».

С точки зрения советской телеморали, это была хулиганская постановка в духе комедии Чаплина, ковбойского вестерна, французского Фантомаса, авантюрной итальянской комедии, и самое главное, рок-оперы «Jesus Christ Superstar». Такой феерический коктейль из мелодий «Битлз», Нино Рота и Уэббера. Мне было всего 8 лет и я ни фига не понимал, в чем прикол. Видел только то, что мои любимые актеры смешно поют. Но узнаваемые мелодии надолго сохранились в моих воспоминаниях.

Караченцов, Моргунов и Гурченко уморительно распевали свой вариант «This Jesus Must Die» о нерадивой дочке «Взрослая Дочь» (за Дочь пела Алла Пугачева), а потом еще про веселого жениха «King Herod's Song». Это я потом пересмотрел мюзикл в интернете и соотнес свои детские воспоминания с оригинальной рок-оперой. Это было забавно, задорно, своими голосами и очень точно.

По-настоящему, «Jesus Christ Superstar» я послушал целиком в 1985 году в институте. Наша группа политеховского факультета кибернетики АСУ-85-1, в которой я учился на 1-м курсе, исправно посещала лекции по «Истории КПСС» (который мы называли «кирпич», по форме увесистого учебника).

Пропускать их было ни в коем случае нельзя – без зачета по «Истории КПСС» можно было легко распрощаться с родной альма-матер. Читала лекции и вела семинары сухонькая бодрая историчка Хлебкова в огромных политеховских залах, называемых амфитеатрами.

Здесь мы с друзьями-одногруппниками встречаем Новый Год. На фото Владислав Смирнягин, Игорь Боголюбов и Олег Анненков
Здесь мы с друзьями-одногруппниками встречаем Новый Год. На фото Владислав Смирнягин, Игорь Боголюбов и Олег Анненков

Костяк мужского коллектива нашей группы располагался обычно повыше, чтобы преподавателям не сильно было видно, чем мы там занимаемся. Мы играли в «виселицу», игру «го» и слушали тогда «Jesus Christ Superstar», который был переписан с бобины на аудиокассету.

Первым слушателем у кого был аудиоплеер стал Рома Ковалев, наш одногруппник и выпускник английской спецшколы. Который с огромным наслаждением слушал и переводил нам все перипетии последней недели жизни Иисуса Христа в рок-изложении Уэббера и Райса.

Оригинал записи был сделан с «запиленной» пластинки с множеством шипов и скрипов – я потом брал у хозяина бобины и диска Бори Коломенчука эту пластинку в очень толстом (не меньше 1 см) и твердом конверте с тиснением. Хотел получше вытянуть запись, но это было бессмысленно – похоже, что пол-Иркутска с него писали себе копии.

Мы заслушивались трагичной и красивой «Gethsemane (I Only Want to Say)», веселой опереточной «King Herod's Song», пророческой «The Last Supper», лиричной «Everything's Alright» -- таким образом в режиме музыкального «комикса» мы, советские студенты, знакомились с Библией на понятном нам языке рок-музыки.

Кстати, именно под влиянием «Jesus Christ Superstar» и «Мастера и Маргариты» я потом прочитал Библию, чтобы лучше разбираться в предмете. Потом посмотрел фильм и купил пластинку «АнТроп», могу сказать что качество записи на российском релизе ничем не отличается от фирменной (хоть написано, что запись по трансляции).

Она и сейчас есть в моих звуковых архивах. Качество полиграфии конверта невысокое, обычное для тропилловских пластинок, оформление свое собственное с имитацией текстуры кожи (только с цветом не угадали), текст оборота оригинальной пластинки скопирован на внутренний разворот.

Есть и различные компакт-диски, время от времени переслушиваю. Некоторые партии даже храню на телефоне и иногда бывает, когда еду на такси из гостей, а водитель включает резвый шансончик, то включаю, например, «Blood Money» или «King Herod's Song», чтобы немного развеяться.

Одной из ярких перестроечных примет осталась реклама Московского вентиляторного завода, щедро использовавшая музыку «Jesus Christ Superstar» и неправильную форму множественного числа слова «договор» — «договора».

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущий материал по теме «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»:

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 5: Пришло «Время» «Электриков» ее Величества зажигать космический рок'н'ролл

Выпуск 9: «April» самый классический альбом «Deep Purple».

Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»

Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»

Выпуск 13: Майкл Джексон «Thriller», как настоящее лицо горбачевской перестройки

"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма