18 декабря 1976 года один загорелый южанин с тревогой смотрел в иллюминатор самолёта. Он не знал куда летит и переживал, что его могут выбросить в море. Именно так поступала с неугодными людьми новая власть его страны. В то же самое время один инакомыслящий гражданин Советского Союза разминал затекшие запястья.
С него только что сняли наручники, а сотрудники КГБ вывозили его самолётом за пределы СССР. Куда именно – он, как и предыдущий персонаж, не знал. Оба самолёта с засекреченными пассажирами на борту направлялись из разных частей света в одно место – аэропорт швейцарского города Цюрих...
3 ноября 1970 года в результате президентских выборов в Чили победу одержал Сальвадор Альенде (1908 – 1973). Он занял пост благодаря коммунистам во главе с Луисом Корваланом (1916 – 2010). Эта новость прогремела в США, как гром среди ясного неба. На фоне ожесточенного противостояния с "Красной угрозой" ЦРУ потерпело фиаско. Президент Никсон был взбешен и потребовал от управления найти приемлемую замену Альенде.
"Альенде национализировал чилийскую медь, которая раньше принадлежала американским корпорациям. Именно это вызвало жесткую реакцию в штатах. Чили бала объявлена Никсоном врагом США №1. Никсон сказал, что мы не можем позволить, чтобы народ этой страны, в силу своей безответственности, строил социализм".
Олег Владиславович Ясинский, независимый международный журналист.
На фоне этих событий американцы открыто объявили экономическую блокаду южноамериканской республики. Параллельно в Сантьяго тайно переправлялись сотни тысяч долларов и тысячи единиц всевозможного оружия. ЦРУ решило исправить недавнюю оплошность и организовать в Чили военный переворот. Была уже подобрана подходящая кандидатура на пост нового президента – генерал Аугусто Пиночет (1915 – 2006).
"Вчера в Чили вспыхнул военный мятеж против законного правительства республики. Президент Сальвадор Альенде погиб при штурме президентского дворца".
Сообщение ТАСС от 12 сентября 1973 года.
Южноамериканское государство превратилось в огромную тюрьму. Все коммунисты и генсек партии Луис Корвалан (партийное прозвище Дон Лучо) были заключены в концентрационные лагеря. Им сохранили жизнь лишь потому, что мятежники опасались жестких действий со стороны Москвы.
Луис Альберто Корвалан Лепе вступил в компартию Чили (КПЧ) ещё в 15 лет. Он начинал свой путь, работая в партийной газете, и впоследствии стал главным редактором издания. С 1958 по 1990 год он был неизменным лидером КПЧ. После военного переворота Пиночета Дон Лучо попал в жесткий концлагерь на острове Доусон, где постоянно подвергался допросам с чрезмерным пристрастием.
"Мой папа 25 сентября 1973 года попал в тюрьму, куда его бросили в чёрном мешке. Мы о нём ничего не слышали 28 дней. Там он потерял 20 кг веса."
Вивиана Корвалан, дочь Луиса Альберто.
Чтобы хоть как-то поддержать дух латиноамериканских коммунистов в 1975 году Леонид Ильич Брежнев (1906 – 1982) наградил генсека КПЧ Международной Ленинской премией "За укрепление мира между народами". Кроме того, Корвалану полагалась огромная премия в размере 25 000 рублей. Так СССР намекал миру, что опальный революционер лично получит награды в ближайшем будущем.
В то же самое время по всему миру стали проходить демонстрации. Тысячи людей требовали освободить чилийских арестантов. Причем митинги проходили не только на территории соцлагеря, но даже в странах НАТО и, в частности, США. Пиночет понимал, что держать в лагере Корвалана опасно. Диктатор боялся, что Москва решится на его освобождение с применением силы.
Ликвидировать коммуниста также не представлялось возможным из-за мирового недовольства методами работы хунты генерала. Поэтому Аугусто принял решение обменять лидера коммунистов на какого-нибудь важного заключенного из тюрем СССР. Ему надо было избавиться от Корвалана любой ценой. На кого его менять значения не имело, поэтому Пиночет предоставил право выбора Советскому Союзу и США.
"Пиночет боялся всемирной кампании, которая развёртывалась и подрывала престиж режима, находившегося у власти в Чили. То есть, – его режима. И, собственно, он сам выдвинул идею обмена. Он поручил своему послу войти в контакт с представителями СССР в ООН и прозондировать возможность обмена".
Игорь Евгеньевич Рыбалкин (1929 – 2013), референт международного отдела ЦК КПСС в 1976 году.
В итоге выбор пал на дерзкого диссидента Владимира Буковского, а страной-посредницей обмена стала Швейцария. И вот, 18 декабря 1976 года исхудавший Дон Лучо пересёк воздушную границу Советского Союза на личном самолёте Юрия Владимировича Андропова (1914 – 1984). Секретный борт приземлился в Минске, а уже через 5 дней Корвалан попал в горячие объятия Леонида Ильича, который от радости даже прослезился.
За горячим приёмом притаился коварный расчёт. Спасённый революционер был нужен КГБ для своих амбициозных планов. В мае 1983 сотрудники КГБ разработали сверхсекретную операцию "Доминго". Её смысл был в изменении внешности Корвалана и его тайной переброске в Чили для организации подпольной деятельности против режима Пиночета.
В комитете надеялись, что подобные действия приведут к новому военному перевороту и установлению в республике коммунистического режима. Естественно, что новым лидером государства должен был стать сам Корвалан.
Ему придумали безупречную легенду, грамотно подделали все документы на имя колумбийца Луиса Артуро Переса, отправили в Аргентину, откуда спустя некоторое время Лжеперес вернулся домой. Но это было бы невозможным без участия советских врачей. Пластические хирурги провели за 2 дня 3 операции, после которых Дона Лучо не узнала бы даже родная мать.
Вернувшийся на Родину революционер создал в Сантьяго подпольную группировку Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса. Фронт стал главным военным оплотом КПЧ и занимался организацией покушений на членов высшего командования хунты. Но это уже совсем другая история...
Не стесняйтесь подписываться на канал, ведь тогда Вы не пропустите новый материал. Спасибо за внимание и всего доброго.