Найти в Дзене
Игорь Орлов

7 интересных фактов о Мартине Лютере, основателе протестантизма

Оглавление

Мартина Лютера называют самой значимой фигурой 16 века, великим реформатором католической церкви , основателем протестантизма, самой популярной, после католичества, христианской конфессии в мире, переводчиком Библии на немецкий язык, одним из создателей немецкого литературного языка, бывшим монахом и счастливым отцом шестерых детей, предтечей капитализма и эпохи Нового времени в Европе.

Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)

7 интересных фактов об этом удивительном человеке.

1. Талантливый парень и воля отца.

Родился Мартин в бедной семье 10 ноября 1483 года в Айслебене, Саксония.

Айслебен, Саксония, Германия - родина Мартина Лютера (фото из Яндекс Картинки)
Айслебен, Саксония, Германия - родина Мартина Лютера (фото из Яндекс Картинки)

Отец, Ганс, был очень трудолюбив, но мало зарабатывал. Искал, где можно заработать больше. Поэтому семья переезжала из одной области в другую.

Ганс и Маргарет Лютер, отец и мать Мартина Лютера (фото из Яндекс Картинки)
Ганс и Маргарет Лютер, отец и мать Мартина Лютера (фото из Яндекс Картинки)

Благодаря трудолюбию и настойчивым поискам лучшего, Ганс стал зажиточным бюргером и сколотил неплохое состояние. Одним из первых дел, сделанным им – вклад в обучение сына, Мартина. Пусть сын получил хорошую специальность, хорошо живет и зарабатывает. Ганс очень хотел, чтобы сын стал преуспевающим юристом, адвокатом.

Мартин в детстве подрабатывал в качестве певца и музыканта, играя на флейте и лютне.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Мартин последовал воле отца. Учился Мартин легко и успешно. Обучился философии и юриспруденции. Позже, и теологии. Преподавал диалектику, физику и богословие в Виттенбергском университете. От отца унаследовал простую крестьянскую внешность, напористый характер, тщательность в работе и трудолюбие.

Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера, Германия (фото из Яндекс Картинки)

Замковая церковь в Виттенберге, Лютерштадт-Виттенберг, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Замковая церковь в Виттенберге, Лютерштадт-Виттенберг, Германия (фото из Яндекс Картинки)

2. Мистический случай и обет Богу.

2 июля 1505 года молодой 22 летний Мартин попадает в поле в сильную грозу. Природная стихия сильно напугала юношу. Он испытал неистовый тварный страх и взмолился Богу, чтобы Тот спас его. Взамен, юноша обещал посвятит свою жизнь Богу.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Вспомним, что преп. Иоанн Лествичник главным обращением к Богу считал любовь к Нему, а не животный страх или бегство от жизни. Святитель Григорий Палама говорит, что не в тварном эгоизме человек соприкасается с Богом, а в чистом состоянии души, когда душа человеческая способна воспринимать Нетварную энергию Бога. В состоянии тварного страха души к Божественному может присовокупляться и нечистое.

Юноша остался цел, гроза не нанесла ему урона. Мартин был человеком слова: раз он обещал Богу, то должен соблюсти обет данный им. Отец не хотел даже слушать о том, чтобы сын уходил в монашество. Мартин не мог сказать отцу всего, ибо все между Богом и человеком есть тайна, которую не следует знать даже близким.

Мартину помог трагический случай. Двое младших братьев его умерли от чумы в тот период, и родственники сказали Гансу, его отцу, что, может в этом знак с Небес, и стоит отпустить Мартина в монастырь, иначе и с ним может быть беда. Пусть Бог помилует его. Ганс не желая лишаться сына, согласился с их доводами.

Служение Богу Мартин в то время воспринимал, под влиянием церковной идеологии того времени, только через монашество. Позже он отойдет от этого взгляда как узкого и шаблонного, увидев, что человек, в реальности, может служить Богу не только в монашестве, а гораздо шире.

В 1506 году Мартин принимает монашеский обет и получает имя Августин. В 1507 году становится католическим священником.

3. Ужас от беспредела католической церкви.

В монастыре брат Августин (бывший Мартин Лютер) усердно нес послушание и отличался прилежностью. Он изучал, в основном, святых отцов церкви, обучаясь теологии, лишь изредка читая цитируемые ими места Библии. Когда он, по своей инициативе, изучил полностью и глубоко Библию (Священное Писание), то испытал озарение. Он подумал, зачем читать интерпретации Библии, если есть Само Слово Божье и оно говорит лучше, чем любые его интепретаторы. Каждый человек из Слова Божьего берет то, что близко именно его душе. Нужны ли посредники? И не вредят ли они «своим», «правильным»?

Не увидел он некий общечеловеческий духовный опыт, который имеет свои закономерности, о которых в большей мере говорят святые, проходившие этот опыт правильно. Не увидел или не предал значения. Это и объяснение тому, почему само протестантство раскололось на множество внутренних направлений: каждый по-своему видит Бога. Но что общее, общечеловеческое в духовной жизни разных людей?

В 1511 году приехав в Рим, монах Августин увидел страшное дело в католической церкви. Процветало лицемерие, нажива, ложь. Все это не укладывалось ни в голове, ни в сердце брата Августина. Это ли есть Бог? Об этом ли говорит Писание? Разве для этого я давал обет Богу?

Торговля индульгенциями (фото из Яндекс Картинки)
Торговля индульгенциями (фото из Яндекс Картинки)

Церковью активно продавались индульгенции: за деньги можно было купить отпущение любых грехов. Убил, украл, еще сотворил что-то запретное – заплати за индульгенцию и ты чист перед Богом.

Брат Августин был просто шокирован таким положением церковной жизни, лютым мракобесием и нарушением Писания. Он не мог смириться с этим. Разум, совесть, все его существо подсказывало ему, что творится неладное в церковной жизни Рима.

4. Реформация и проклятый монах.

Брат Августин, будучи доктором теологии преподает в университете, проводит обучение людей Божественному писанию, но внутри себя очень недоволен происходящим. Он вещает людям правильные Божественные вещи, а на улице, в реальности, творится духовный беспредел. Августин испытывает разные состояния души в это время, ему открывается решение.

Он пишет свои знаменитые 95 тезисов реформации. 31 октября 1517 года вешает листочки с ними на двери монастыря, рассылает тезисы епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Разумные люди тоже раньше выступали против папских индульгенций, но они выступали с человеческих позиций. Богословски грамотный доктор теологии монах Августин зашел глубже, по существу, он подверг критике основные догматы церкви, не вяжущиеся с Писанием. А это не мало ни много расценивается догматической церковной властью как ересь. Наказание в те годы за это простое – отлучение от церкви и сожжение на костре.

Августина отлучили от католической церкви, но он прилюдно сжег буллу с папской анафемой. На этом дело не завершилось.

На Вормсском рейхстаге 1521 года, где присутствовал германский император слушалось дело Лютера. От Марина требовали отречения, но он сказал знаменитую свою речь:

«Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово Божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне Бог!».
Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге в 1521 году (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге в 1521 году (фото из Яндекс Картинки)

Это смелые слова вели его прямиком к смертному приговору. И все так бы и произошло, если бы его не украли по дороге к месту заключения.

По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург.

Вормс, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Вормс, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Эйзенах, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Эйзенах, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Средневековый замок Вартбург, Германия, в котором был заточен Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)
Средневековый замок Вартбург, Германия, в котором был заточен Мартин Лютер (фото из Яндекс Картинки)

Многие считали его уже погибшим. В замке у Лютера были сильные искушения. Возможно, это было следствием тех проклятий, что насылали на него церковные власти. Однако, Лютер одолел искушения и страхи. Позже он заявит, что не добрые дела спасают человека, а только вера Богу. Мартин помнил о Боге. В замке он занялся духовно и общественно полезным делом: перевел Библию на немецкий язык. Редактором в этой работе выступил профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер.

Каспар Круцигер, профессор теологии Виттенбергского университета (фото из Яндекс Картинки)
Каспар Круцигер, профессор теологии Виттенбергского университета (фото из Яндекс Картинки)

Мартин хотел, чтобы каждый германский житель мог прочитать Священное Писание на своем родном языке, а не на латыни и полагаться на Писание в своей жизни.

5. Счастливый семейный бывший монах.

Мартин Лютер, будучи отлучен от католической церкви, был уже освобожден и от монашеского обета. Кроме того, он выступал против суровых законов церкви, которые запрещали священникам иметь семью. Считая, что семья не должна и не может быть помехой служению Богу, а, напротив, может быть Его благословением, Мартин показал это на своем личном опыте.

В 1525 году, вопреки всем условностям, Мартин Лютер, которому уже 42 года, женится на 24 летней монахине Катарине фон Бора. И он, вопреки всему, – счастлив с ней. В браке у них рождается шестеро детей.

Мартин Лютер и его жена Катарина фон Бора (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер и его жена Катарина фон Бора (фото из Яндекс Картинки)

6. Зло от проклятий.

Мартин Лютер допустил духовную ошибку. Он слишком увлекся реформаторством церкви и, увлекшись, не заметил, что где-то переступил уже не только через церковное, но и через Христово, через духовные законы.

Христос говорит в Евангелиях: «благословляйте проклинающих вас» (Мф 5:44).

Только не платя злом за зло можно одолеть зло. Если же со злом бороться им же, то зло увеличивается в геометрической прогрессии.

Как поступает Лютер? Когда сформировалось новое протестантское движение, он принимал в него людей с обязательной молитвой к Богу, и молитвой- проклятием папской власти. Нечисть какая-то! То есть он сражался с папской властью их же средствами, а не Христовыми.

Христос не проклинал казнивших его, Он смиренно говорил: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34)».

Отвечать проклятием на проклятие - не Христов способ. Лютер переступил, увлекшись. В последние годы его мучали душевные напасти. Это то состояние потерянности благодати, которые испытывали царь Саул, царь Соломон, которые испытывали множество подвижников святых, пока не приносили покаяние и не смирялись (то есть обретали в душе своей мир Божий, а не страстный).

Причина таких душевно худых состояний не в Боге (Его наказании), ни в темной силе, а в том, что человек, по своеволию, преступает Божественное. Чего делать не следует никогда. Ни во взлетах жизненных, ни в падениях. Лютер этому не придал значение, а может быть и не понял в полной мере.

Кроме того, раскол католической церкви породил и столетние религиозные войны.

Странное дело истории человечества и великий ее парадокс:

Сам Христос говорит людям о новом человечестве с Богом и дает заповеди любви к Богу и друг другу, а из созданного людьми Его культа порождается столько кровавых войн и бед.

7. Благословенный труд от Бога.

Завершить о Мартине Лютере хотелось бы на доброй ноте. То интересное, что обнаружил Лютер.

Считалось, что труд – это проклятие человеческое. Мол, когда первый человек был выгнан из рая, то был вынужден трудиться и трудом добывать хлеб свой. А если человек идет к Богу, то значит, что он должен перестать думать о хлебе насущном, стать монахом подвижником (как думал и сам Лютер, давая свое обещание Богу в ту грозу 1505 года).

Итак получается два положения человека: проклятый труженик или святой монах.

Лютер, опытно поняв Писание, сказал другое: человеку от Бога даны таланты и он должен их реализовывать в земной жизни, творить ими для людей и Бога. Труд по талантам - не проклятие, а дар Бога и открытый путь человеку в земной жизни. Это благословенный труд. Им и надо трудиться обычному человеку. И человек, христианин, может свободно выбрать тот труд (из великого многообразия представленных в реальности и обществе), в котором ему от Бога даны таланты. Возможно, это тот маленький факт и одно из объяснений, почему протестантские страны материально богаты, независимо даже от природных ресурсов.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях

Понравилось — ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.