Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

«Ready-made»: Создано и готово к употреблению

Инсталляция За 20 лет до популяризации поп-арта техника реди-мейд (от англ.«ready» — готовый и made — «сделанный») покорила мир модерна новым прочтением высокого искусства. В то время как сюрреализм обязан реди-мейду новыми идеями и основными концепциями.

Стоит сказать, что предпосылкой для появления такого вида искусства стало время кардинальных перемен традиционного понятия идеалов в искусстве в начале XX века. В 1916 в Европе зародилось новое движение — дадаизм, суть которого состояла в полном отрицании традиционного понятия рациональности в искусстве и последовательном разрушении любой эстетики. Впоследствии теоретики искусства начнут считать появление движения началом постмодерна.  

Принцип «готовых вещей» основывается на перенесении объектов из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему меняется зрительское восприятие объекта искусства, проступают не занимавшиеся вне художественного контекста свойства. При этом сама концентрация вокруг «использования в искусстве вещей из магазина» означает то, что предметом искусства становится не новый объект, а новое прочтение этого объекта.  

-2

Термин впервые был использован франко-американским художником дадаистом и сюрреалистом Марселем Дюшаном, работы которого считаются всемирно известными реди-мейдами: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), а также «Фонтан» (1917). Если в первых двух случаях, как следует из названия, каждое произведение представляет собой предметы, созданные первоначально не с художественными целями, но преобразованные автором в собственное произведение, то насчет третьего все намного сложнее.  

-3

Произведения «Фонтан» представляет из себя перевернутый писсуар с надписью R.Mutt (Р.Дурак). Своим писсуаром художник пытался высмеять высокое искусство. При этом поместив бытовые предметы быта в художественные галереи высокого искусства, Дюшан изменил зрительское восприятие искусства в привычном понимании. Там, где обычная сушилка для бутылок, которой пользуются каждый день, соседствует с великими полотнами XIX-XX века Марсель Дюшан видит искусство. Позже уже в середине XX века похожую концепцию превращения предметов массовой культуры использует Энди Уорхол и поп-арт в особенности.  

-4

Скандальный принцип быстро завоевал популярность в авангарде. А сюрреалисты, благодаря технике реди-мейд могли разломать прежние рациональные основы в искусстве и создавать фантасмагорию фантазии и сна. Например, известными сторонниками реди-мейда были Сальвадор Дали («Телефон-омар») и Мерет Оппенгейм («Меховой чайный сервиз»). Однако, сюрреалисты преобразовали первоначальные идеи Дюшана, пытаясь изображать в объектах новое прочтение посредством видимого изменения. В инсталляции Дали купленный в магазине теле­фон соединен с трубкой в форме омара. Дали объяснял телефон так: «Не понимаю, почему, когда я зака­зываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон».  

-5

В свою очередь, обтянутые коричневым пушистым мехом чайные принадлежности Мерет Оппенгейм совместили несовместимое: утилитарный предмет в результате вмешательства художника не только утратил свою первоначальную функцию и сделался совершенно бесполезным, но и приобрёл при этом черты скандальной издевки над здравым смыслом.  

-6

Наследие Дюшана, который считал, что никакое произведение искусства, будь то картина или скульптура, не смогут показать сущность предмета лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале, в середине XX века стало основополагающим явлением в искусств. Набирающий популярность поп-арт и концептуальное искусство строились вокруг нового прочтения привычных объектов. Например, в 1955 году Р. Раушенберг представляет художественному миру свою картину «Кровать». Художник забрызгал собственную кровать краской и поставил вертикально. Здесь Раушенберг изображает обыденный для всех зрителей объект (собственную кровать), но добавляет к привычному новую реальность.  

-7

Концепции рейда-мейда позволяют художникам выйти за рамки бытового предмета, при этом используя основу самого оригинала предмета, его специфику. Поэтому столь популярное в конце XX века искусство фотомонтажа взяло из реди-мейда главное правило — изменять только существующую оригинальность, как это делает Р. Гамильтон в своей картине «Зеркальное отражение» (1974).  

-8

Искусство готовых вещей сделало обычный писсуар всемирно знаменитым. А задолго до превращения искусства в мейнстрим техника использования магазинных товаров позволила искусству изменять привычную реальность, используя лишь воображение автора. 

Автор: Корчин Семен