Найти тему
Без шелухи. Marina Kon

Простолюдинки рядом с русскими князьями: кому счастье улыбнулось

Против девиц из знатных домов у них было мало шансов. Но смелость, смекалка и удача города берут.

Малуша (10-й век)

… Княгиня Ольга велела ей убираться с глаз долой. Она доверила этой рабыне ключи от всех дверей своего дома, а бесстыдница Малуша совратила сына Ольги, 18-летнего Святослава. Теперь и понесла от него. Святослав – единственный Ольгин наследник; коли ключница родит мальчишку, будет тот путаться под ногами законных детей, во власть лезть – он же старший, хотя и бастард. Кстати, о законных отпрысках: пора сыну невесту искать.

Княгиня Ольга. Источник: http://bologna.cerkov.ru/files/2016/04/olga.jpg
Княгиня Ольга. Источник: http://bologna.cerkov.ru/files/2016/04/olga.jpg

Ольга женила Святослава, но имя его супруги затерялось в веках. А Малушу помнят. Родила та сына, назвала Владимиром. Двое других княжичей, от законной жены – Ярополк и Олег – гибнут в междоусобицах. И киевский престол достается Малушиному отпрыску. По правде говоря, там действовала целая команда: брат Малуши Добрыня подсобил племяннику – послал воеводу Блуда убить Ярополка. Всю жизнь Добрыня выказывал Владимиру собачью преданность и всегда был рядом. Сперва ретиво поклонялся языческим богам, а после того, как Владимир решил Русь крестить, мигом от них отрекся да крушить велел идолов.

Из какой семьи пришла Малуша, непонятно. «Повесть временных лет» называет ее отцом некоего Малка Любечанина. То ли это был купец из города Любека, что на Балтике, то ли древлянский князь Мал, которого Ольга пленила и сослала в Любеч на Днепре. Даже если Малуша вышла из знатного рода, в плену уравнялась с простолюдинками, стала рабыней. Выдвинулась, заслужила доверие Ольги. И – снова угодила в опалу. Неизвестно, дожила ли она до дня, когда ее незаконнорожденный сын стал великим киевским князем, потом – Крестителем Всея Руси. Успела ли насладиться почестями. Во всяком случае, после смерти матери Святослав возвращает наложницу Малушу ко двору, она как прежде ведет княжеское хозяйство. Святослав гибнет в бою, наступает время его сыновей. Следы Малуши из летописей исчезают.

Малуша и Владимир, памятник в Коростене. Источник: https://ua-travels.in.ua/wp-content/uploads/2017/08/1.jpg
Малуша и Владимир, памятник в Коростене. Источник: https://ua-travels.in.ua/wp-content/uploads/2017/08/1.jpg

Настаска (12-й век)

Свадьбу галицкого князя Ярослава и дочери Юрия Долгорукого Ольги надолго запомнили: богатая была свадьба, столы от яств ломились, вино рекой текло. А через десяток-другой лет утекло безвозвратно Ольгино счастье. Полюбил ее непутевый муж – даром, что Осмомыслом прозвали! – девку Настаску. Анастасию, значит. Но галичане зовут ее по-простому, незнатная она совсем.

Осмомысл – человек не буйного нрава, рассудительный, добрый. Уважают его в Галиче; точнее, уважали, пока смирный князь не изъявил желания жить с Настаской как с женой. А Ольгу куда? Да не думает Ярослав про Ольгу, беспечно купается в своем позднем счастье. Между тем, Настаска даже не помышляет сделаться княгиней, тихонько так сидит; но Осмомыслу будто бес в ребро наподдал – хочу, чтоб рядом Настасья была, и все тут. Ольга с группой преданных бояр в гневе покидает город – мужу ее только того и надо: мигом полюбовницу приводит во дворец.

Слыви Ярослав князем лютым, на расправу скорым – никто бы и пикнуть не посмел. А тут знать городская распоясалась, Ольгу все жалеют; схватили Осмомысла и бросили в темницу. Настаску же вытащили из дворца, поволокли на площадь и при всем честном народе сожгли на костре, словно ведьму. Ольга вернулась в Галич, Ярослава выпустили. Князь присмирел, обмяк, обещал боярам, что блудить больше не станет.

Памятник Осмомыслу во Владимире-Волынском. Источник: https://www.gazeta-misto.te.ua/wp-content/uploads/2019/03/monastyrok-osmomy.jpg
Памятник Осмомыслу во Владимире-Волынском. Источник: https://www.gazeta-misto.te.ua/wp-content/uploads/2019/03/monastyrok-osmomy.jpg

Через несколько лет княгиня Ольга уходит в монастырь. То ли невмоготу жить под одной крышей с человеком, который разлюбил, то ли грех замолить решила – не исключено, что это дочь Долгорукого приказала казнить Настаску.

Феврония (12-13 век)

… На князя Петра страшно смотреть: все лицо и руки в язвах. Проказа. По всей Муромской земле ищут знахарей, чтобы излечить несчастного. Один из гонцов приводит на княжеский двор дочь бортника Февронию, известную целительницу. Да только та просит за лечение плату непомерную: княгиней желает стать крестьянка Феврония. С горя чего не наобещаешь – вот и Петр божится, что женится на ней.

Снадобья знахарки действуют безотказно – князь снова молодец молодцом. Под венец надо вести простолюдинку? Да ну ее, мало ли что в бреду наговорил… Однако ушлая Феврония допускала такой исход, а потому оставила невылеченным один-единственный струп. Тот и воспаляется, когда князь вздумал отлынивать от свадьбы. Делать нечего: снова клятвы, снова лечение – на сей раз Феврония добивается своего.

А бояре и в Муроме непокорными были – ультиматум выдвинули Петру. Либо отошли от себя жену, либо покинь город. Князь, по здравомыслии, выбирает второе. Но как только они с Февронией уезжают, в Муроме вспыхивают беспорядки. Ладно, возвращайтесь – шлют им грамотку бояре. Вернулись. Правили. Под конец жизни приняли постриг, каждый в своем монастыре. Похоронили Петра и Февронию, как положено, в разных гробах. День спустя их тела оказались рядом.

Сказки, конечно. В указанное время правил в Муроме князь Давыд, позже ушедший в монастырь под именем Петра, и княгиня Евфросинья, о которой ничего не известно. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», что написана в 16-м веке – исключительно литературный источник: с огненными змеями, витиеватыми присказками Февронии и воссоединением в гробу. Тем не менее, легендарные персонажи канонизированы, им поставлены памятники в десятках городов.

Петр и Феврония в Москве. Источник: https://xn-----7kcabx2augbrdg1a2tf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/03/original-min.jpg
Петр и Феврония в Москве. Источник: https://xn-----7kcabx2augbrdg1a2tf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/03/original-min.jpg

Лично меня судьба Малуши интригует – много неясного. Настаску жалко, но меньше, чем Ольгу. А «святая» Феврония всегда бесила – ходячее торжество хитрости над великодушием; что, в истории не нашлось подлинных примеров великой любви и верности?

Автор – Марина Туманова

На обложке: https://hramy-janevo.ru/wp-content/uploads/2019/07/pjotr-i-fevronija-1.jpg