Корни явления под названием "дайте ссылку" лежат в остаточном подсознательном уважении к печатному слову как источнику знаний. Но на текущий момент печатное слово уже давно не источник знаний, а источник массовых заблуждений, т.к. несет оно в своей электронной ипостаси кучу всякой сомнительной, мягко говоря, информации, распространению которой способствует структура Интернета вообще и он-лайн диалогов (форумов, соцсетей и пр.) в частности. Знатоки спорят о том, как все было, требуя эти самые "ссылки" и часто не понимая, что автор текста по ссылке точно также передрал у кого-то якобы цифры и якобы факты, не проверяя их, а просто копируя фрагмент. Коллектив канала не претендует на некое сверхзнание и не пытается никого поучать, хотя и имеет свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам. Он просто предлагает читателям столь любимые ныне ссылки НА ПЕРВОИСТОЧНИКИ, которые позволят заинтересованным лицам САМОСТОЯТЕЛЬНО разобраться в теме, не множа бесконечные нелепости из Сети. В чем и пожелаем всем успеха.
Начнем с уточнения одного важного обстоятельства. "Боевой состав" - это то, что реально воевало на фронте и в частях ПВО, а не то, что "было поставлено в СССР в рамках союзнических обязательств". И не то, что было выпущено промышленностью, но по каким-то причинам не летало или уже не летало к обсуждаемому периоду. Давайте сразу запомним это важное обстоятельство. Из него следует метод решения вопроса - изучение документов соединений (Воздушные армии и авиакорпуса) вместо информации, сколько чего там было выпущено и сколько поставлено по ленд-лизу. Запасные авиационные полки, испытательные центры, заводские отстойники, авиацию в невоюющих в указанный период округах и т.п. мы не рассматриваем, нам интересно разобраться, каким именно оружием добывали Победу советские летчики в строевых частях.
Для начала посмотрим, что ВООБЩЕ в принципе было (или могло быть) в наличии на начало 1943 года. В этом нам поможет следующий документ:
Таблица условных обозначений типов самолетов для телеграфной связи и телефонного обмена по линии авиа-диспетчерской службы.
То, что тип самолета присутствует в этом списке, вовсе не означает, что он имелся в строевых частях. Но мог появиться на фронте по тем или иным причинам, поэтому ему присваивалось соответствующее обозначение (код). Ниже списком через запятую то, что удалось идентифицировать (записано в той же последовательности, что и в документе):
Як-9,7,1, Як-6, Ла-5, ЛаГГ-3, МИГ-3, И-153, И-15, И-16, И-5, Ил-2, Харрикейн, Томагаук, Спитфайр, Мустанг, Киттихаук, Аэрокобра, Кертис, Р-5, Р-ЗЕТ, Р-10, Су-2, П-5 и Пр-5, Сталь-3 (?), Пе-2, Пе-3, Ту-2, СБ, Р-6, Ар-2, Бостон, Б-25, Ер-2, Б-24, Ил-4, ТБ-3, Пе-8, Г-2, Ли-2, УТИ-4, УТ-2,1, У-2, ГСТ, Хемпден, МБР-3(?), МБР-6(?), МДР-7(?), Либерейтор.
Список вызывает, мягко говоря, вопросы. Возможно, составитель ошибся в наименованиях, попутав МБР с МДР, но даже с учетом этого концы с концами не сходятся по морской авиации (гидросамолетам). ГСТ - лицензионный вариант "Каталины".
Легко заметить, что самолеты перечислены по типам. Сначала идут истребители. Под терминами "Кертис", Киттихаук и Томагаук (в транскрипции наших штабных) следует понимать различные модификации Р-40. С Мустангами не вполне понятно, все же документ 1943 года. Так или иначе, в СССР к маю 1942 года прибыли десять машин, построенных изначально для Англии, которые испытывались у нас в НИИ ВВС. В строевые части ИА Красной Армии этот самолет никогда не направлялся.
Почему-то среди истребителей Як затесался Як-6. Это легкий транспортный самолет. Вероятно, составители таблицы не нашли ему аналогов (Г-2, Ли-2 - транспортные, но совсем иного класса). Серийное производство Ще-2 началось только в 1943 году.
Пр-5 это глубокая модернизация Р-5, оборудованная закрытой кабиной, которая, также как и гражданская версия Р-5 под обозначением П-5, состояла на вооружении Отдельных групп ГВФ, передаваемых с началом войны в распоряжение командования РККА.
Достаточно пестрый парк машин различного типа в соединениях ГВФ эксплуатировался высококлассными пилотами, способными решать сложные боевые задачи в труднейших условиях - ночью и при плохой погоде.
В приведенном выше документе (таблица кодов на февраль 1943 года) среди бомбардировщиков присутствует А-20 (обозначен как Бостон, часто этим термином "обзывали" все модификации данной машины), Б-25 (Норт Американ B-25 Митчелл), СБ, Ар-2, Ту-2, Пе-2,3, ДБ-3, Ил-4, Пе-8 и даже ТБ-3 (в 43 году все еще был в строю, но преимущественно как транспортный). Каким макаром затесался сюда Б-24 и почему дополнительно отдельно указан Либерейтор - выяснить не удалось. Могу предположить, что английские "Либерейторы" и американские различались в наших документах таким образом. Стратегические бомбардировщики в СССР не поставлялись, те, что все же у нас эксплуатировались, появились как результат "тихого присвоения" севших на вынужденную американских машин. Возможен ли такой вариант на момент написания документа? Ну, как минимум, в октябре 1943 года на Дальнем Востоке В-24 номер 41-23891 в состав 890-го бомбардировочного полка 45-й АД вошел. Большинство же имевшихся у нас машин этого типа были подобраны в районе Полтавы годом позже. На октябрь 1945 года в 45-й АД уже имелось 21 исправный "Либерейтор" и 16 исправных В-17. В боях Великой Отечественной они не участвовали, так что не будем отвлекаться. На эту тему есть отдельная статья на канале - Американские бомбардировщики В-17 и В-24 в СССР. | Молодость в сапогах | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Для сравнения приведем еще такую же таблицу за март 1944 года.
Добавлен неудачный английский Armstrong Whitworth Albemarle (обозван в тексте "Абермаль"), который пытались "втюхать" СССР в качестве помощи. С-2 и С-4 - санитарные модификации У-2. Еще нет Як-3. Б-3 это Бостон. Наиболее полный список, конечно в документе 1945 года. Сюда включены также самолеты союзников (см. ниже).
Интересно отметить, что ветеран ТБ-3 все еще в строю, что вообще-то неудивительно. Демобилизованные и модернизированные ТБ-3 в ГВФ на Севере летали и после войны. При всей своей архаичности самолет получился весьма надежным.
Наличие явно устаревших И-153 и даже И-15 в строевых частях в 1943 году подтверждается документами.
Весной 1943 года началось одно из самых масштабных воздушных сражений Великой Отечественной, связанное с наступлением Красной Армии на Кубанский плацдарм и немецкая авиация действовала очень активно - в том числе по портам и транспортным узлам. Геленджик и Поти подвергались ночным бомбардировкам. Так что "Чайки" и И-16 истребительных полков пошли в бой. Интересно отметить, что среди всего этого многообразия раритетов (матчасть 236-й ИАД) нет машин иностранного производства, несмотря на близость к южному маршруту поставок союзников.
При желании И-153 можно найти в боевом составе Воздушных Армий и в 1944 году - ниже как раз такой документ. Это страница ЖБД 4-й ВА за 1 июня 1944 года. 889-й Ночной бомбардировочный Новороссийский АП имеет на вооружении 19 У-2 и 7 И-153.
Истребительные полки 4-й ВА в 1944 году укомплектованы истребителями Як различных модификаций и Ла-5. Из машин иностранного производства указаны только два "Б-20" (видимо, Бостоны) в составе 154-го разведывательного полка.
Вообще Воздушная Армия как оперативное соединение предназначалась для непосредственного взаимодействия с войсками Фронта и при необходимости усиливалась частями и соединениями (полками и корпусами) из резерва Ставки. Это и есть та самая фронтовая авиация, которая обеспечивала боевые действия наземных войск - разведкой, штурмовыми и бомбовыми ударами, прикрытием от налетов вражеской авиации и т.п. Именно на развитии данного направления сделало упор советское руководство - стратегическая и морская авиация не являлись приоритетами в то время.
Практически повсеместно (за редким исключением) в 1944 году Воздушные Армии имели преимущественно отечественную матчасть в истребительных полках и только отечественную в штурмовых. 9-я Гвардейская ИАД Покрышкина на Аэрокобрах и даже весь 11-й ИАК лишь очень небольшая часть этой армады самолетов. Справедливости ради приведем эти данные. 11-й ИАК был сформирован в январе 1944 года, с 03.06.1944 в составе 190-й ИАД и 5-й Гв. ИАД был передан в 3-ю ВА и воевал на Аэрокобрах в полном составе. Дивизия Покрышкина в разные периоды находилась в составе разных ВА.
Всего 189 пригодных к полетам Аэрокобр в составе 11-го ИАК имелось на конец 1944 года. Но даже по 3-й ВА исправных истребителей отечественного производства (Як-1.3,7,9 и Ла-5,7) заметно больше, чем иностранных - 298 единиц на 1 декабря 1944 года.
Еще одна ВА, где были на вооружении Аэрокобры - 7-я. Однако здесь они в составе штурмовых авиадивизий - действуют совместно с штурмовиками Ил-2, прикрывая их от атак вражеских истребителей.
Боевой состав частей 7 ВА на 23.9.44 г в целом соответствует составу других таких же соединений - в истребительных авиадивизиях самолеты Як-1 и Як-9 (преимущественно), Ла-5, есть даже ЛаГГ-3 (!), что для фронтовой авиации в 1944 году вообще-то редкость. А вот в составе 1-й Гв. ШАД имеются два Гвардейских истребительных полка на Аэрокобрах - 76 исправных самолетов. Еще два полка на иностранной матчасти в 250-й ШАД - один на Аэрокобрах (28 единиц) и один на Р-40 (40 единиц). Р-40 во фронтовой авиации к 1944 году было найти не просто, уцелевшие машины перекочевали в части ПВО, но вот факт на лицо.
То огромное внимание, которое "любители истории авиации" уделяют Аэрокобрам совершенно не соответствует их реальному вкладу в победу над врагом. Прежде всего из-за несоизмеримо меньшего количества по сравнению с машинами отечественной конструкции. Во многом самолет этот обязан своей славой удачливому асу, талантливому писателю и маршалу авиации А.И. Покрышкину. Но простая арифметика показывает, что изделие фирмы Белл хоть и было грозным оружием в руках умелых летчиков, кардинально ничего на фронте не поменяло в масштабе всей войны. А вот советская "фанера", массовый выпуск которой был налажен в труднейших условиях, вместе с такими же неприхотливыми Т-34, как раз и сломили хребет Люфтваффе к 44 году, чтобы там не писали мемуаристы - достаточно посмотреть на активность немецкой авиации в сравнении с нашей в последний год войны. Наземные части тут не меньшую роль сыграли - без аэродромов базирования, которые немцы часто вынуждены были оставлять в экстренном порядке, бросая неисправную технику, авиация воевать не может.
Однако, наличие Аэрокобр в строю наших ВВС, равно как и бомбардировщиков А-20 и В-25, в период активных наступательных действий Красной Армии позволило на отдельных участках фронта более эффективно и с меньшими потерями решать боевые задачи, а главное - использовать удачные конструктивные решения американских и английских авиастроителей при создании следующего поколения боевых самолетов в нашей стране.
Ниже боевой состав 5-й ВА по состоянию на октябрь 1944 года.
3-й Гвардейский ИАК укомплектован исключительно истребителями Як и Ла. Американские штурмовики А-20G у нас были переквалифицированы во фронтовые бомбардировщики и иногда использовались в качестве тяжелых истребителей - в 5-й ВА целый полк на А-20, причем количество машин в нем увеличивается (см. след. фрагмент - 10 октября)
Также для сравнения боевой состав 14-й ВА на 1 января 1944 года. Основа боевой мощи - штурмовые полки на Ил-2.
В 1943 году 14-я ВА также имеет исключительно матчасть отечественного производства.
14-я Воздушная Армия действовала в интересах Волховского и Ленинградского фронта, после прорыва блокады Ленинграда участвовала в освобождении Прибалтики.
15-я Воздушная Армия приняла участие в Курской битве, позже воевала в Прибалтике. На 10 сентября 1943 года матчасть истребительных полков Армии представлена самолетами Як-1,7,9 и Ла-5, одной из основных боевых задач которых было сопровождение штурмовиков Ил-2 - главной ударной силы Воздушных Армий. В составе штурмовых и смешанных корпусов 15-й ВА на указанную дату было 195 самолетов Ил-2.
Читатель, скорее всего, заметил, что во всех приведенных документах упоминаются ночные бомбардировочные полки на У-2. И это тоже важная составляющая советской фронтовой авиации, а не вспомогательные части и не отдельные подразделения для специальных операций. Бомбовый груз, который за ночь успевали сбросить, используя аэродромы подскока, "небесные тихоходы" не уступал, как минимум, по весу бомбовой нагрузке Ил-4, зато сбрасывался с ювелирной точностью и при минимальных потерях. Изоляция районов боевых действий путем блокирования "узких мест" немецкой транспортной системы очень часто обеспечивалась исключительно силами частей на У-2. Если изучить подробно ЖБД Воздушных Армий, легко заметить, что в плохую погоду зимой и осенью летают преимущественно эти бипланы, нанося удары по врагу и не давая ему возможности обеспечить ночной отдых личного состава. Подробней о боевой работе НБАП и групп ГВФ на У-2 и Р-5 можно в следующих публикациях на нашем канале:
В принципе, можно рассмотреть также вообще все советские Воздушные Армии по годам, но на результат это не повлияет, просто статья станет нечитаемой для формата Дзена. Если не козырять "тысячами поставленных по ленд-лизу отличных самолетов", как на полном серьезе пишут некоторые комментаторы, а рассматривать документы частей и соединений, вывод очевиден и его может сделать любой человек, владеющий основами математики.
Отвечая на обычный вопрос проницательных читателей "так о чем статья?" и еще более проницательных и внимательных "так что хотел сказать автор?", сообщаю:
1) Автор не баснописец и "мораль той басни такова" в конце текста не пишет. Взрослый и образованный человек может сделать выводы из представленных документов самостоятельно.
2) Статья о БОЕВОМ составе авиации Красной Армии и носит исключительно информационно-познавательный характер.
В продолжении материала мы расскажем о боевом составе авиации ПВО.
Ссылки для самостоятельного изучения.
Прочие документы. № документа: ПВО/0068, Дата создания документа: 02.02.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 3481, Опись: 0000001, Дело: 0140, Лист начала документа в деле: 68. Авторы документа: ЗакФ, Лаврик.
Боевой и численный состав 3 ВА
Описывает период с 01.12.1944 по 01.12.1944 г.
Сведения. Дата создания документа: 01.12.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 235, Опись: 2074, Дело: 915, Лист начала документа в деле: 16. Авторы документа: 3 ВА, генерал-лейтенант Дагаев.
Журнал боевых действий 5 ВА за октябрь 1944 года
Описывает период с 01.10.1944 по 31.10.1944 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 27.11.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 327, Опись: 0004999, Дело: 0226, Лист начала документа в деле: 1. Авторы документа: 5 ВА, генерал-лейтенант авиации Селезнев, полковник Гречко.
Описывает боевую операцию: 9-й удар. Разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии. Октябрь-декабрь 1944 г.
Сведения. Дата создания документа: 01.01.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 2344, Лист начала документа в деле: 8. Авторы документа: 14 ВА.
Сведения. Дата создания документа: 24.12.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 2272, Лист начала документа в деле: 127. Авторы документа: 14 ВА, Стороженко.
Боевой состав в 15 ВА на 10.9.43
Сведения. № документа: 170, Дата создания документа: 10.09.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 202, Опись: 5, Дело: 1159, Лист начала документа в деле: 45. Авторы документа: полковник Леоненок.
Боевой состав частей 7 ВА на 23.9.44 г.
Сведения. Дата создания документа: 23.09.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 1611, Лист начала документа в деле: 22. Авторы документа: генерал-лейтенант авиации Соколов