В изображении портрета человека есть ряд сложностей.
Первая сложность — рисунок. Без знаний о черепе и мышцах головы художник уменьшает затылок, делает нос больше, а шею тоньше. Всё это ярко видно в детском рисунке, и взрослый рисовальщик без науки тоже уходит недалеко. Но об этом подробно говорить сегодня не будем.
Вторая сложность — цвет кожи. На всех мастер-классах по портрету задают этот вопрос: а какой цвет кожи у человека? Как его получить смешением? Одного ответа нет. И давайте сейчас я остановлюсь на этой теме и покажу ход работы на конкретном примере.
То что мы подразумеваем под цветом объекта, обычно является локальным цветом — оттенком, который виден при рассеянном свете. В пасмурную погоду, к примеру. И мы говорим, что яблоко красное, лимон жёлтый, а кувшин коричневый. Однако настоящий цвет предмета описать одним словом нельзя, цвет всё время меняется в зависимости от света. Под действием источника освещения свет высветляется, а тень становится гуще и сложнее локального цвета.
Ну а цвет кожи человека сам по себе сложен для того, чтобы назвать его одним словом. Какой он? Светло-коричневый? Бежевый? Розовый? И как его получить?
Есть в живописи приём, который называется работа триадой. Художник берёт три основных цвета — жёлтый, синий и красный, — и делает их смеси. А основными они называются, т. к. их нельзя получить смешением. Дальше буду писать про свои приёмы.
Первый этап
Тут я выбираю большие пятна света и тени и решаю, что будет тёплым, а что холодным. Смешиваю охру, ультрамарин и кадмий красный. Для светлых участков кладу холодные пятна, с большей долей синего. В тёплых пятнах для теней в основе беру охру, немного красного ну и синего тоже чуть-чуть, иначе цвет будет слишком розовый.
Можно обходиться без этой подложки, но мне так комфортнее.
Второй этап
Самое интересное. Свет уже не трогаю, а все полутона и тени пишу плотно. Беру то больше охры, то красного. Синим приглушаю самые тёмные места. И по сравнению с белой бумагой тело начинает казаться слишком тёмным, но это не так. Всё идёт хорошо!
Третий этап
Фон тоже смешиваю из охры, красного и ультрамарина. Охра преобладает. К слову, охру я использую Van Gogh из тюбика, так легче набрать нужный объём краски.
И вот, когда фон готов, цвет кожи уже не кажется таким тёмным.
Четвёртый этап
Теперь берусь за одежду и прописываю причёску. Использую ту же триаду, мне хватает трёх цветов.
Пятый этап
Его могло и не быть, но я решила углубить тон толстовки. В конце перекладываю влажный лист с пластикового планшета на деревянный для просушки. Прикрываю другим планшетом как прессом. Сушу. Всё.
Мои материалы: краски Van Gogh и Белые ночи, бумага Saunders Waterford (300г/м), каллиграфические кисти.
Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях!
Все мои акварельные мастер-классы — и простые, и сложные — смотрите по тегу #акварель_кс .
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.