... если кто-то неизвестен и ничтожен, но хочет, чтобы его творения читали, он пишет под именем кого-то влиятельного из живших ранее, так, чтобы через его влиятельность добиться признания своих работ.
Порфирий, Введение к Категориям Аристотеля
Основоположник исторического и диалектического подхода к рассмотрению феномена #ушу , известный уже хорошо нашим читателям тов.Тан Хао (唐豪 táng háo,1897—1959), на своей работе в Центральном Институте Гошу (国术 guoshu, национальные искусства - так называли тогда боевые искусства Китая) занимался отнюдь не исследованием перипетий генезиса этого искусства в веках истории. Хотя это и несомненно интересно и увлекательно!
Занимался отдел, которым он руководил, исследованием, разработкой, формализацией и внедрением методических указаний для Института и его множественных филиалов. Сотрудники отдела, за очень приличную по тем временам зарплату, активно изыскивали и собирали для последующего тщательного изучения различные методики спорта, военного дела, театра...
В общем искали всё, что им могло пригодиться для проведения реформ и создания обновленных Национальных искусств, эффективно и разносторонне развивавших гражданина Новой страны: путем занятия в Институте и филиалах разнообразными боевыми искусствами: рукопашным боем, борьбой (европейской, японской и местной, маньчжурской), западным боксом, фехтованием различным оружием, включая штыковой бой....
Материалы собирали самые разные, с особенно большим интересом изучая и перенимая уже успешный опыт реформ японских коллег, и конечно же - европейский и американский, за приличные по тем временам суммы выписывая недешевые заграничные издания - интернету-то тогда еще и в помине не было! В том числе с интересом изучали собранные в народе и полученные от разных мастеров "секретные и сокровенные семейные трактаты, тщательно сберегавшиеся тайно и передаваемые через поколение "от сердца к сердца", то есть от отца к сыну.
Тан Хао, будучи человеком образованным и очень начитанным по данной теме, изучая некоторые семейные трактаты мастеров стилей Института Гошу, внезапно обнаружил довольно интересное:
Никак не связанные между собой и сильно разнесенные территориально и по времени стилевые трактаты содержат порой практически идентичные тексты.
Кое-что он даже сразу узнал - это были заимствования из знаменитого «Цзисяо синьшу» генерала Ци Цзигуана. Некоторые же нестыковки в отдельных иероглифах можно было списать на ошибки переписчиков.
Тан Хао заинтересовался этим вопросом и решил расширить рамки: проанализировать весь объем имевшихся у Института семейных трактатов. Сейчас такое сделать было бы гораздо проще - и информации больше доступной, и технологии позволяют значительно упростить такой анализ.
Тан Хао же пришел к выводу, что в доступных ему трактатах по ушу заимствовали теорию (в основном) из военных трактатов Минской эпохи, что в общем-то подтверждало его гипотезу о возникновении большинства современных ему кулачных боевых искусств не ранее конца Мин - начала Цин , но это отдельная история.
Объяснял он эти заимствования следующим образом:
Большинство, подавляющее большинство, населения было неграмотным, часто кулачные трактаты передавались путем заучивания наизусть, их можно было потом надиктовать специально обученному писцу, что кстати и приводило обычно к ошибкам. С другой стороны, сдававшие гос.экзамен на воинский чин, должны были сдавать письменное сочинение на заданную тему, используя только цитаты из военных трактатов, которые претенденты должны были знать наизусть. Так как военная и гражданская общности занимавшихся ушу постоянно пересекались, взаимодействовали и обменивались знаниями, нет в том ничего удивительно, что там прижилась традиция копировать цитаты из классических трудов разных областей, а не только военного дела, излагая свои мысли и обогащая их своим опытом, ибо как известно:
...развитие фехтования именно как искусства произошло в первую очередь благодаря гражданским, не связанным военной необходимостью держать строй...
В итоге Тан Хао создал обзор трактатов, оказавших наибольшее влияние на народное творчество.
Вот такая занятная история про копипасту, которая была никому не чужда в улиньской даже сильно задолго до этих ваших интернетов... Во избежание некорректных дискуссий по причине неправильного толкования мыслей исследователя, я убрал из своего текста конкретные примеры и названия кулачных трактатов и стилей из текста Тан Хао, но оставил упомянутые им основные воинские трактаты. :-)
Обращаю внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника, а материалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Кстати, приглашаем всех желающих на наш курс лекций по истории китайских боевых искусств. По всем вопросам участия обращаться сюда
Или по электронной почте.
Дм. Моисеев, СПб - 2022
Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!