Найти тему
Секреты Старого Китая

О воинских трактатах и их связи с ушу

... если кто-то неизвестен и ничтожен, но хочет, чтобы его творения читали, он пишет под именем кого-то влиятельного из живших ранее, так, чтобы через его влиятельность добиться признания своих работ.
Порфирий, Введение к Категориям Аристотеля
«Убэй чжи» - «Записки об оружии и военном снаряжении». Энциклопедия была составлена Мао Юаньи (1594 – 1641) и поднесена им последнему минскому императору Чунчжэню при его восшествии на престол в 1628 г. Состоит из 240 цзюаней, где свыше 2 000 000 иероглифов и 738 иллюстраций. Это крупнейшее китайское издание, посвященное военному делу, в том числе и как использовать разнообразное оружие.
«Убэй чжи» - «Записки об оружии и военном снаряжении». Энциклопедия была составлена Мао Юаньи (1594 – 1641) и поднесена им последнему минскому императору Чунчжэню при его восшествии на престол в 1628 г. Состоит из 240 цзюаней, где свыше 2 000 000 иероглифов и 738 иллюстраций. Это крупнейшее китайское издание, посвященное военному делу, в том числе и как использовать разнообразное оружие.

Основоположник исторического и диалектического подхода к рассмотрению феномена #ушу , известный уже хорошо нашим читателям тов.Тан Хао (唐豪 táng háo,1897—1959), на своей работе в Центральном Институте Гошу (国术 guoshu, национальные искусства - так называли тогда боевые искусства Китая) занимался отнюдь не исследованием перипетий генезиса этого искусства в веках истории. Хотя это и несомненно интересно и увлекательно!

Трактат Ци Цзигуана (1528 – 1588) «Цзисяо синьшу» - «Новая книга записей о достижениях», создан в 1560 - 1561 годах, содержит 18 глав; оказал существенное влияние на военное дело по всей Восточной Азии: например, на его основе созданы корейский трактат «Муе чебо» и японский «Хэйхо Хидэнсё». Единственно парное оружейное таолу - на шестах, но об этом позже...
Трактат Ци Цзигуана (1528 – 1588) «Цзисяо синьшу» - «Новая книга записей о достижениях», создан в 1560 - 1561 годах, содержит 18 глав; оказал существенное влияние на военное дело по всей Восточной Азии: например, на его основе созданы корейский трактат «Муе чебо» и японский «Хэйхо Хидэнсё». Единственно парное оружейное таолу - на шестах, но об этом позже...

Занимался отдел, которым он руководил, исследованием, разработкой, формализацией и внедрением методических указаний для Института и его множественных филиалов. Сотрудники отдела, за очень приличную по тем временам зарплату, активно изыскивали и собирали для последующего тщательного изучения различные методики спорта, военного дела, театра...

В общем искали всё, что им могло пригодиться для проведения реформ и создания обновленных Национальных искусств, эффективно и разносторонне развивавших гражданина Новой страны: путем занятия в Институте и филиалах разнообразными боевыми искусствами: рукопашным боем, борьбой (европейской, японской и местной, маньчжурской), западным боксом, фехтованием различным оружием, включая штыковой бой....

Знаменитый трактат генерала Юй Даю (1503—1579 ) о фехтовании цзянем, который на самом деле - про технику шеста.
Знаменитый трактат генерала Юй Даю (1503—1579 ) о фехтовании цзянем, который на самом деле - про технику шеста.

Материалы собирали самые разные, с особенно большим интересом изучая и перенимая уже успешный опыт реформ японских коллег, и конечно же - европейский и американский, за приличные по тем временам суммы выписывая недешевые заграничные издания - интернету-то тогда еще и в помине не было! В том числе с интересом изучали собранные в народе и полученные от разных мастеров "секретные и сокровенные семейные трактаты, тщательно сберегавшиеся тайно и передаваемые через поколение "от сердца к сердца", то есть от отца к сыну.

Тан Хао, будучи человеком образованным и очень начитанным по данной теме, изучая некоторые семейные трактаты мастеров стилей Института Гошу, внезапно обнаружил довольно интересное:

Никак не связанные между собой и сильно разнесенные территориально и по времени стилевые трактаты содержат порой практически идентичные тексты.

Кое-что он даже сразу узнал - это были заимствования из знаменитого «Цзисяо синьшу» генерала Ци Цзигуана. Некоторые же нестыковки в отдельных иероглифах можно было списать на ошибки переписчиков.

Тан Хао заинтересовался этим вопросом и решил расширить рамки: проанализировать весь объем имевшихся у Института семейных трактатов. Сейчас такое сделать было бы гораздо проще - и информации больше доступной, и технологии позволяют значительно упростить такой анализ.

Один из современных китайских исследователей решил повторить путь Тан Хао и сравнить несколько разных фехтовальных трактатов разных школ: несмотря на небольшие отличия. все он оказались копией знаменитого трактата Юй Даю. Его кстати в очередной раз переиздали в 2009 году.
Один из современных китайских исследователей решил повторить путь Тан Хао и сравнить несколько разных фехтовальных трактатов разных школ: несмотря на небольшие отличия. все он оказались копией знаменитого трактата Юй Даю. Его кстати в очередной раз переиздали в 2009 году.

Тан Хао же пришел к выводу, что в доступных ему трактатах по ушу заимствовали теорию (в основном) из военных трактатов Минской эпохи, что в общем-то подтверждало его гипотезу о возникновении большинства современных ему кулачных боевых искусств не ранее конца Мин - начала Цин , но это отдельная история.

Объяснял он эти заимствования следующим образом:

Большинство, подавляющее большинство, населения было неграмотным, часто кулачные трактаты передавались путем заучивания наизусть, их можно было потом надиктовать специально обученному писцу, что кстати и приводило обычно к ошибкам. С другой стороны, сдававшие гос.экзамен на воинский чин, должны были сдавать письменное сочинение на заданную тему, используя только цитаты из военных трактатов, которые претенденты должны были знать наизусть. Так как военная и гражданская общности занимавшихся ушу постоянно пересекались, взаимодействовали и обменивались знаниями, нет в том ничего удивительно, что там прижилась традиция копировать цитаты из классических трудов разных областей, а не только военного дела, излагая свои мысли и обогащая их своим опытом, ибо как известно:

...развитие фехтования именно как искусства произошло в первую очередь благодаря гражданским, не связанным военной необходимостью держать строй...

По одной из версий Чэнь Вантин для создания тайцзицюань использовал этот трактат Ци Цзигуана.
По одной из версий Чэнь Вантин для создания тайцзицюань использовал этот трактат Ци Цзигуана.

В итоге Тан Хао создал обзор трактатов, оказавших наибольшее влияние на народное творчество.

Недавно переиздали библиографический обзор работ по китайскому военному делу, сделанный Тан Хао, но судя по всему - это другая и более поздняя работа. чем упоминаемая в его статье. Будем искать дальше.
Недавно переиздали библиографический обзор работ по китайскому военному делу, сделанный Тан Хао, но судя по всему - это другая и более поздняя работа. чем упоминаемая в его статье. Будем искать дальше.

Вот такая занятная история про копипасту, которая была никому не чужда в улиньской даже сильно задолго до этих ваших интернетов... Во избежание некорректных дискуссий по причине неправильного толкования мыслей исследователя, я убрал из своего текста конкретные примеры и названия кулачных трактатов и стилей из текста Тан Хао, но оставил упомянутые им основные воинские трактаты. :-)

Обращаю внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника, а материалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

Кстати, приглашаем всех желающих на наш курс лекций по истории китайских боевых искусств. По всем вопросам участия обращаться сюда

Или по электронной почте.

Дм. Моисеев, СПб - 2022

Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!