Новый этап
Телемедицинский нефрологический центр был открыт еще до пандемии. Но в прошлом году с введением ограничительных мероприятий он стал работать наиболее активно. Возможности удаленного мониторинга и оказания медпомощи позволили не оставлять без присмотра наших пациентов, а они наиболее уязвимы перед лицом любой инфекции.
Теленефроцентр – это собирательное название, которое включает в себя весь спектр дистанционной медицинской помощи, которая оказывается сотрудниками Научно-практического центра нефрологии и патологии трансплантированной почки городской больницы № 52. Это ведение электронного регистра пациентов с ХБП и после аллотрансплантации почки, пациентов на патогенетической терапии, работа дистанционного ресурса, онлайн-общение по электронной почте и в мессенджерах, горячая линия для нефрологических пациентов.
Охват и технологии
Наш теленефроцентр – явление уникальное. Во-первых, из-за своего масштаба. Нефрологическая служба городской больницы № 52 охватывает подавляющее большинство пациентов нефрологического профиля столицы. У нас наблюдаются все пациенты после транплантации почки, которым была сделана пересадка в городе Москве, и те, кто находится на заместительной почечной терапии (гемодиализе, перинатонеальном диализе) и на патогенетической терапии.
Во-вторых, сегодня активно функционирует созданный российскими разработчиками онлайн-регистр нефрологических пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении в городе Москве. На данный момент в этой базе более 20 тысяч человек. По сути это электронная карта больного. В ней можно вести прием, вносить лабораторные показатели и данные осмотров, фиксировать назначенные лекарственные препараты. По запросу мы можем выгрузить всю нужную врачу информацию по данному пациенту. Такой регистр имеет и чисто научную ценность: данные можно использовать для статистических отчетов, научных исследований.
Чтобы попасть в базу нефрорегистра, нужно обратиться в районной поликлинике к одному из специалистов: терапевту, эндокринологу, кардиологу или урологу. При необходимости он даст направление в Научно-практический центр нефрологии и патологии трансплантированной почки городской больницы № 52. Все новые пациенты заносятся в базу автоматически.
В-третьих, на базе теленефроцентра внедрена платформа трансплант.net, система удаленного мониторинга за пациентами нефрологического профиля, находящимися на заместительной почечной терапии после транплантации почки и на перитонеальном диализе, и теми, кто стоит в листе ожидания на трансплантацию почки. Согласно установленному врачом графику нужно регулярно (раз в неделю-две) заполнять анкету, где требуется ответить на вопросы о своем самочувствии, принимаемых лекарствах, изменениях состояния здоровья и т. д. В рамках этой платформы организована и двусторонняя связь «врач-пациент» для решения срочных вопросов и онлайн-консультаций.
Сотрудники теленефроцентра
Телемедицинские консультации проводят врачи амбулаторного звена. Однако среди них и специалисты, работающие в стационаре, которые участвуют в удаленном динамическом наблюдении пациентов после выписки. Всего таких сотрудников около двух десятков человек. В среднем у каждого из них на контроле несколько десятков пациентов. Достаточно полтора часа в день, чтобы просмотреть анкеты, оценить ситуацию, провести коррекцию терапии. Если все в норме, индикатор напротив фамилии пациента горит зеленым цветом. При определенных сложностях или изменениях в самочувствии загорается красный – здесь уже нужно подключаться специалисту. Таким образом контроль осуществляется ежедневно, а вот на связь с пациентом доктор выходит значительно реже.
Не только дистант
Но дистанционная медицинская помощь имеет и свои минусы. Не слишком сознательные пациенты могут не отмечаться на платформе длительное время – не заполнять анкету, например. Но система сама подсказывает, приходит СМС с напоминанием. Если и это не помогает, врач выходит на связь.
Смущает отсутствие физического контакта, к которому мы все привыкли. Но и эта проблема решаема. По жалобам, которые пациент отмечает в своей анкете, по ответам на наводящие вопросы, врач может вызвать его на личный прием.
Дистанционный формат работы доказал свою эффективность, особенно в период ограничений. Вначале пациенты нервничали, не останутся ли без внимания врача. Теперь многие только рады: не надо приезжать, тратить время – большинство вопросов успешно разрешается онлайн.
Записаться на телемедицинскую консультацию к специалистам-нефрологам городской больницы № 52 могут только пациенты, включенные в Московский нефрорегистр.
Полезное
Сайт "Московское здоровье" — база достоверных знаний и генератор новой культуры по управлению своим здоровьем.
· YouTube - образовательные видео для медицинских специалистов, онлайн трансляция образовательных и научных мероприятий, интервью с известными врачами и спецпроекты.
· Instagram – московская медицина в лицах и событиях.
· Telegram - все образовательные и научные новости московского здравоохранения.
· Facebook — наша главная площадка: образовательные программы для медиков, медицинская статистика и социологические исследования, научное прогнозирование, медицинская наука и технологии.
· Вконтакте - истории спасения и возможности московской медицины.