Факт, о котором пойдет речь, можно назвать сенсационным. О нем писала в 2013 году в Вестнике Костромского государственного университета Анастасия Зотова. Но не стоит думать, что любой человек, имевший определенную сумму денежных средств, мог спокойно покинуть блокадный Ленинград. Всё было несколько иначе.
Дорога жизни
Известно, что существовала Дорога жизни, по которой из города-героя вывезли немало людей.
Еще до наземной блокады Ленинграда в июле людей начали вывозить из населенного пункта. В сентябре гитлеровцы, воплощая в жизнь свои преступные планы, осуществили полную блокаду города. И русским осталось надеяться только на своего основного союзника – «генерала Мороза». Когда в окрестностях города холодало, на водоемах появлялся толстый лед, тогда и возникала та самая дорога жизни.
В зиму 1941 – 1942 года по ней вывезли 550 тыс. человек, а в Ленинград доставили 320 тысяч тонн грузов. Это за 152 дня.
Вторая военная зима была мягче, поэтому и сделать удалось меньше. Эвакуировали 540 тыс. человек, а ввезли 206 тысяч тонн грузов.
Цифры официальные. Их легко можно встретить в разных источниках. На них ссылаются историки.
Есть и еще одна любопытная, но печальная статистика: около 10% от 4000 машин, которые перемещались по Дороге жизни, ушло под лед. Это не следует трактовать так, что каждый 10-й рейс был неудачным и трагичным. Каждый автомобиль за время войны много раз побывал в Ленинграде.
Кого вывозили за деньги
Тема острая, поэтому я постараюсь написать о ней осторожно. Речь идет не о партийных чиновниках, хотя, уверена, многие из них тоже успешно решали вопрос с эвакуацией своей собственной персоны.
Но вывозили в большей степени детей как людей наиболее уязвимых, как будущее страны.
Правда, родителям приходилось платить деньги. Это не означает, что мама или папа договаривались с водителями или с кем-то еще: «Я заплачу, а вы увезете моего ребенка из города».
Нет, было не так. В 1941 году Ленсовет издал документ, который назывался так: «О порядке взимания платы с родителей за детей, вывезенных из Ленинграда». Этот нормативный акт, а раскопала его в архивах Зотова и представила немного сенсационно.
Но, на самом деле, как следует из названия документа, плата взималась не за то, что детей вывозили, а за то, что они, если всё складывалось удачно, находились в безопасных районах СССР.
Это, очевидно, разные вещи. Хотя плата была довольно высокой. Поэтому, думаю, государство компенсировало все свои расходы, получая деньги.
Вообще, у меня не укладывается в голове то, что Советский Союз в такое непростое время «наживался» на родителях-ленинградцах. Хочется сказать, что это какой-то фейк. Но есть официальные документы, и с ними спорить сложновато.
Сколько платили
Интересный момент: существовала прогрессивная шкала. Учитывались семейные доходы. Что-то подобное происходит сейчас, когда пособия на детей выплачивают, учитывая то, сколько в месяц получают члены семьи. Только прогрессивной шкалы нет. Она у нас теперь действует в налоговой сфере. Но это не так важно.
Так вот, в Ленинграде родителей делили на несколько групп.
Если доход на одного члена семьи составлял 50 рублей в месяц, то отдавать государству нужно было 25 рублей. Если выходило по доходам на 10 рублей больше – 35 рублей. Если – еще на 10 рублей больше – 45 рублей.
Если доход составлял от 281 рублей, то брали за ребенка 210 рублей в месяц.
Причем учитывалась компенсация за того, кто служил из членов семьи в РККА.
В общем, было интересно. Некоторым приходилось отдавать до 37,5% от своего ежемесячного заработка.
Оценка меры
Честно говоря, взимание платы было вещью странной. Не очень понятно, зачем эта мера была введена. Государство, очевидно, не нуждалось в деньгах в военные годы. Нужны были ресурсы, требовались рабочие руки. Но не бумажки.
Кроме того, в Ленинграде, если знаете, существовал черный рынок продуктов. А часть населения, получается, отдавала деньги государству и не могла приобрести себе еды в достаточном количестве.
Да, черный рынок – это, несомненно, явление отрицательное. Но его существование помогало не только нажиться некоторым товарищам, которые нам не товарищи. Черный рынок спас многих людей от голода. Они лишались денег, драгоценностей, зато имели возможность питаться. Поэтому родительская, плата, о которой шла речь в статье, – она, скорее, была вредной, чем полезной. Это моё мнение. С ним можно спорить.