Вступление
В предыдущей статье я объяснил, почему считаю физкультуру абсолютно лишним предметом в школе. Сегодня перейду к следующему предмету и постараюсь обосновать, почему черчение не нужно в школе. А также расскажу, почему изучение черчения не приносит никакой пользы, кроме вреда.
Черчение
Именно черчением большую часть трудовой карьеры автор сей статьи зарабатывал себе на жизнь. Парадокс, но в школе я черчение ненавидел и именно эта ненависть привела к тому, что стал хорошим чертёжником (конструктором). Чтобы понять, почему так произошло, нужно объяснить три момента.
Во-первых, школьный учитель черчения - не профессионал.
Может ли профессионал (скажем, заводской конструктор) попасть на работу в школу учителем черчения? Не может, потому что у него нет диплома о педагогическом образовании. Почти наверняка у него есть диплом какого-то технического вуза (иначе бы его не приняли на завод инженером), но с этим дипломом на работу в школу не возьмут. Кто в результате ведёт черчение? Это выпускница педагогического института, которая имеет диплом по специальности "Учитель рисования и черчения". На самом деле в своём институте она изучала практически одно только рисование, а черчение там шло по остаточному принципу. Не удивительно, что практически все закончившие пединститут по этой специальности, работают именно учителями рисования, а не черчения.
Так дело обстоит сейчас, и так же оно обстояло в советские времена. Вспоминаются мои собственные школьные годы. В школе мы изучали черчение один раз в неделю, и вёл его учитель рисования. Какое отношение художник имеет к машиностроительному черчению? Собственно говоря, никакого, но в школе это обычное явление, когда какой-то предмет преподаёт человек, ничего в этом предмете не понимающий. Это стандартная фишка во всей системе образования, поскольку часто так бывает, что какой-то предмет есть, а преподавателей по этому предмету нет. Но отсутствие преподавателей - не повод отказываться от изучения предмета (почему-то). Вот и назначают на роль Александра Матросова, вынужденного закрывать своим телом брешь, какого-нибудь бедолагу.
В качестве особо нелепого примера вспоминается преподаватель предмета "Детали машин", который полгода вёл у нас в техникуме физкультуру. Это был худой дядя двухметрового роста, в неизменном пиджаке и галстуке, который (подозреваю), никогда в жизни не занимался спортом. Он и на уроки физкультуры приходил в своём пиджаке с галстуком вместо спортивного костюма (скорее всего, никогда в жизни не одевал таковой). Придя на урок, он давал учащимся мяч и говорил: "Ну, поиграйте во что-нибудь". А сам с печальным видом усаживался на скамеечку и тоскливо ожидал окончания урока.
Но вернёмся к уроку черчения (проходившего, напомню, в советской школе, которую некоторые до сих пор считают образцом получения качественных знаний). Наш учитель в черчении не разбирался совсем. Дело доходило до того, что он не понимал, как правильно начертить проекцию. Он чертил её, понимаете ли, "на глазок" (как принято у художников). По всей видимости, бедолага не догадывался, что для построения проекции нужно применять правила начертательной геометрии. Может быть, в пединститутах такого диковинного зверя, как "начертательная геометрия", вообще не изучают.
Наш учитель черчения даже не догадывался, как правильно наносить штриховку! По правилам черчения, расстояние между соседними штриховыми линиями должно быть одинаковым. У него же штриховка наносилась по возрастающему принципу. То есть срабатывал принцип "перспективы", принятый у художников - чем дальше от зрителя деревья, тем чаще они наносятся на рисунке. Один мой одноклассник (у него мама работала конструктором на заводе, наверное, дома задала соответствующий вопрос) спросил, почему учитель так странно наносит штриховку, не соблюдает одинаковых расстояний? Учитель ответил: "Ну, я уже от этого принципа (одинакового расстояния) отошёл. Мне это уже не нужно". Ну, ему-то, может и не нужно, но почему он детей неправильно учил?
Чему может научить человек, не разбирающийся в предмете? Ничему. Для меня вообще непонятно, почему в школах доверяют учить детей людям, не разбирающимся в изучаемом предмете? В жизни водить автомобиль не разрешат человеку, не имеющему водительских прав. Шить одежду, изготавливать мебель, работать на станке - не разрешат человеку с улицы (потому что не выгодно, и если он что-то испортит, то пострадает его работодатель). А вот учить детей в школе может абсолютно кто попало. Дети, типа не страдают от неправильного обучения?
Во-вторых, то, чему учат на уроках черчения - не пригодится в реальной профессиональной деятельности. И даже наоборот, помешает.
Вернусь на минутку в свою школу к своему школьному учителю черчения. После нескольких бесполезных уроков, на которых автор этой статьи не приобрёл никаких знаний, я решил их больше не посещать. Мои прогулы длились часть первой и всю вторую четверть, после чего в школу вызвали родителей на разборки. Мама пообещала взяться за меня и в обмен на это обещание мне поставили тройку за полугодие. В дальнейшем уроки черчения я посещал, но тупо смотрел в окно, а не на доску. Так что вы можете понять, что уроки черчения в школе прошли мимо меня, я из них совсем ничего не вынес (а жаль, мог бы, наверное, ещё много анекдотов рассказать про своего учителя черчения, не только про проекцию и штриховку). Сгубило ли это меня в дальнейшем? Нет, наоборот, помогло.
Когда я поступил в техникум, то предмет "Машиностроительное черчение" у нас стала вести женщина, много лет проработавшая на заводе конструктором. При первой встрече она поинтересовалась: "Кто в школе имел пятёрки по черчению, а кто двойки"? Несколько человек оказались пятерочниками, и узнав об этом, учительница расстроилась.
- "Теперь вас придётся всему переучивать, потому что в школе вас учили неправильно. Уж лучше бы вы были двоечниками. А ещё лучше, чтобы никогда не изучали в школе черчение. Тогда бы вас не пришлось переучивать" - сказала она.
Что касается меня, то узнав, что я единственный из группы, кто абсолютно несведущ в черчении, учительница очень обрадовалась. С этого дня я стал её любимчиком. Затем в течении всех трёх лет обучения я получал в техникуме по черчению одни пятёрки. А после его окончания стал работать на заводе в отделе главного конструктора. Между прочим, непосредственном подчинении у самого главного конструктора, а заодно у мужа той самой учительницы, которая преподавала машиностроительное черчение в техникуме.
Вот такой практический пример, подтверждающий, что нельзя изучать черчение в школе. Это вам не только никогда не пригодится, но даже пойдёт во вред, если вы когда-нибудь действительно вздумаете научиться хорошо и правильно чертить. Вас потом придётся переучивать, если вы, не дай бог, хорошо усвоите школьное черчение!
В третьих, в школе вас не обучат компьютерным навыкам, необходимым в современном черчении.
Другими словами, вас не обучат чертить в чертёжных программах ("Компасе" или "Автокаде"). Просто потому, что чертёжные классы не оборудованы компьютерами. А компьютерные классы заняты - там дети изучают информатику.
Да и вообще, в современных школьных программах по предмету "черчение" изучению компьютерных чертёжных программ отводится всего несколько часов (один раздел). А ведь нынче никто уже не чертит на кульманах и ватманах. Изучать следует именно работу в компьютерной программе, а не черчение вообще. Компьютер освобождает от необходимости иметь много знаний. К примеру, при работе на компьютере вам вообще не требуется знать, как правильно наносить штриховку. Надо просто ткнуть на нужное место чертежа и компьютер нанесёт её сам. Да и проекцию чертёжная программа в состоянии начертить за вас (по заданным параметрам или по двум имеющимся видам).
И кроме того, не удивлюсь, если некоторые педагоги до сих пор используют программы сорокалетней давности, в которых про компьютерное черчение вообще не упоминалось. Нет, завучу и методисту они сдают, конечно, современные программы, скачанные из интернета. Но вот учить продолжают по своим старым, советским программам.
Заключение
С черчением на этом закончим, хотя вы можете привести свои примеры, насколько вам пригодилось изучение этого предмета в школе. А в третьей части этой статьи я разберу очередной предмет, абсолютно не нужный и созданный только для обеспечения работой выпускников педагогических ВУЗов.