Найти тему
Николай Цискаридзе

«Если сегодня во всем мире отменят балет, ничего не произойдет. Просто будет много безработных»

На сегодняшний день, самое прибыльное театральное зрелище в балете, ну и в опере, конечно – это романтический балет. Потому что основные произведения – это романтические сюжеты. Ну и, конечно, это безумно красиво и это приносит больше всего денег, такой балет окупается.

Гастроли на Западе не раз доказывали, что все хотят «Лебединое озеро», «Спартак» и «Дон Кихот», а прекрасный спектакль с замечательной музыкой «Светлый ручей», не мог продаться: первый был продан наполовину, второй продавался в полцены, где еле-еле заполнился зал. И не потому, что там было что-то очень плохо – нет. А потому, что не раскрученное название.

Как говорил великий Баланчин: «Каждый балет надо называть «Лебединое озеро», тогда будет коммерческий успех».

Помимо того, что это красиво, это еще и желание каждого человека получить удовольствие и чтобы его глаза и душа отдохнули. И балет это как раз то действо, где можно по-настоящему отвлечься от реальности, если, конечно, он сделан хорошо.

Это немножко твое погружение в романтизм. Это действительно та идеальная картинка, что может тебе просто доставить удовольствие и энергетический обмен.

Любой большой артист это прежде всего хороший экстрасенс. Это тот человек, который благодаря своему дарованию вдруг может привлечь твое внимание к очень знакомому сюжету и на некоторое время заставить тебя отвлечься. Если раньше искусство отвлекало от воины, передряг и болезней, то теперь от телефонов и СМСок.

Балет «Светлый ручей»
Балет «Светлый ручей»

Я вот, например, сидя в зале и наблюдая за зрителями, всегда очень радуюсь, если никто не тянется к телефону во время действа, когда им даже не приходит мысль начать снимать. Это уже победа, это значит, что слишком большой артист на сцене. Когда это просто спорт или действие на эффект, конечно, все сразу начинают снимать. И это показатель сегодня, к сожалению.

Одна народная артистка высказала мне одну интересную мысль. Это было давно, когда я был молодым артистом, но большим максималистом. Я начинал возмущаться, что не сделано это и вот это. Она мне сказала: «Колечка, ну относись ко всему проще. Если сегодня во всем мире отменят балет, ничего не произойдет. Просто будет много безработных».

Тогда эта мысль меня очень посмешила. А ведь правда, это не хирургия, ни какая-то серьезная жизнеобеспечивающая профессия, которая несет большую пользу для народа. Это интертеймент. Если мы вспомним слова, если не ошибаюсь, Колчака, который сказал: «Когда вы входите в город и завоевываете, то извозчики, дамы полусвета и артисты – они служат любой власти». Вы обязаны доставить удовольствие.

Я детям все время говорю: «Поймите, даже когда мы играем трагедию или когда играем очень серьезный спектакль, зритель, пришедший в зал и заплативший свои деньги, должен получить удовольствие. Да, может быть, они будут плакать над судьбой этого героя, но все равно, это не слезы горя, а слезы сопереживания чужому потрясению. Может быть, они хотят выплакать эти слезы по своим причинам, поэтому не надо думать, что они правда переживают о судьбе Гамлета и убиваются из-за этого».

Смысл того, что происходит на сцене, гениально раскрыл Сомерсет Моэм в «Театре». Когда Джулия Ламберт говорит, что настоящее горе безобразно, а горе изображаемое должно быть привлекательно и должно не погружать в горе, а заставлять смотрящего этому сопереживать. И это может достичь мало кто.

Принцесса Диана с актерами балета «Сильфида»
Принцесса Диана с актерами балета «Сильфида»

Очень смешно сказала принцесса Диана, когда она была на «Сильфиде», где я танцевал. Это был 1995 год, она пришла к нам за кулисы. По протоколу она должна была пожать руку главным персонажам и сказать всем одинаковое количество слов. Всем она говорила какие-то хорошие слова, и когда дошла до артистки, которая играла колдунью, то сказала: «Вот вы по-настоящему знаете, как расправляться с мужчинами». Я тогда подумал: надо же, даже на жизнь принцессы можно переложить это сюжет, ведь на тот момент она как раз находилась в бракоразводном процессе. И видя, как страдает главный герой, принцесса Диана явно получила удовольствие. Вроде простая «Сильфида», но это наглядный пример отображения ситуации.

В романтическом спектакле есть такой момент, как предательство – самый тяжкий грех. Данте – это тоже романтизм, и «Божественная комедия» это то произведение, которое проходит через огромное количество спектаклей и произведений, написанных после Данте. И у Шекспира, и у больших драматургов, литераторов, у всех есть отсылка к дантевскому кругу ада. Ведь самый страшный круг – это девятый круг, круг предателей. Там четыре ямы и из четырех предательств самое страшное, это предательство идеи, педагога, учителя, наставника.

И дело в том, что Данте писал, тоже основываясь на христианскую мораль. И конечно, главное предательство, которое произошло в самом страшном четвертом костре девятого круга, возглавляет Иуда, который предал своего учителя, предал свою идею и самого себя. Это очень важно.

Во всех произведениях: и в «Лебедином озере» есть клятва, и в «Жизели» клятва. Что бы мы ни взяли, во всех операх так или иначе существует эта клятва. Настоящие ценности переходят из века в век. Меняется лишь антураж, меняется дизайн, меняется человеческая структура тела и ритм происходящего.

Балет «Баядерка»
Балет «Баядерка»

Одно из главных романтических произведений в балете – «Баядерка», и даже там главный жест с поднятой рукой говорит, что кара придет с небес. И сегодня очень часто, когда человек предал, то все сразу вспоминают библию, сразу вспоминают небеса и то, о чем писали знаменитые поэты и кто создавал великие произведения. Поэтому, чтобы смотреть балет, надо много знать. Так что читайте книги и наслаждайтесь.