Найти тему
ARTLIFE MOSCOW

Как Ван Гог копировал чужие шедевры

Как и для чего Винсент Ван Гог копировал картины Милле, Делакруа, Доре и даже Рембрандта? Рассказываем в этой статье.

Винсент Ван Гог в наши дни знаменит двумя вещами. Во-первых, своей плодовитостью и темпами работы: всего за 10 лет он создал 2100 произведений искусства. А, во-вторых, своими проблемами с психикой. Знаменитый инцидент с ухом стал катализатором того, что художник попал в психиатрическую больницу при Сен-Реми, в которой прожил год без возможности работать на пленэре. Из-за нехватки живых моделей художник многократно прибегал к копированию шедевров других мастеров, которыми восхищался и репродукции картин и гравюр которых ему присылал в больницу брат Тео. Большинство копий, о которых сегодня пойдёт речь, относятся именно к этому периоду творчества Ван Гога, но также мы расскажем о работах, созданных художников в Париже и Арле.

Ван Гог и Эжен Делакруа

Копию картины Эжена Делакруа «Добрый самаритянин» Ван Гог сделал в мае 1890-го года. Картина отражена зеркально, что говорит о том, что, возможно, она была скопирована с гравюры. Хотя сюжет детально повторён, копия Ван Гога отличается авторской манерой художника. Также Ван Гог использует совсем другие оттенки, нежели Делакруа: вместо тёплых коричневых и красных – более яркие охристый жёлтый и голубой. Сюжет работы вдохновлён библейской притчей, согласно которой добрый человек из Самарии (поэтому картина и названа «Добрый самаритянин») остановился, чтобы помочь раненому мужчине, лежащему у края дороги, тогда как другие проходили мимо.

Винсент Ван Гог, «Добрый самаритянин», 1890, 73 х 60 см, Музей Креллера-Мюллера. Эжен Делакруа, «Добрый самаритянин», 1849, 37 х 30 см, частная коллекция.
Винсент Ван Гог, «Добрый самаритянин», 1890, 73 х 60 см, Музей Креллера-Мюллера. Эжен Делакруа, «Добрый самаритянин», 1849, 37 х 30 см, частная коллекция.

Ван Гог и Гюстав Доре

Другую знаменитую копию Ван Гог создал, находясь на лечении в психиатрической больнице Святого Павла, расположенной в бывшем монастыре Сен-Реми. В письмах художник просил своего брата прислать ему другую гравюру – «Каторга» Регаме, но, не получив её, использовал в качестве референса работу Гюстава Доре. Оригинальная гравюра изображает «парад заключённых» в Нью-Гейтской тюрьме: преступники многократно проходили перед сыщиками по кругу, чтобы те могли запомнить лица осуждённых. Ван Гог использует этот сюжет, но его картина символизирует «замкнутый круг» жизни. Картина выполнена в мрачной сине-зелёной гамме, лица заключённых едва различимы, кроме одного – в герое угадываются черты самого художника, который скорее всего отождествлял себя с заключёнными, находясь на лечении в закрытой больнице.

Винсент Ван Гог, «Прогулка заключённых», 1890, 80 х 64 см, холст, масло, Музей Пушкина, Москва. Гюстав Доре, «Острог», 1872, гравюра для книги Б. Жерральда «Лондон».
Винсент Ван Гог, «Прогулка заключённых», 1890, 80 х 64 см, холст, масло, Музей Пушкина, Москва. Гюстав Доре, «Острог», 1872, гравюра для книги Б. Жерральда «Лондон».

Ван Гог и Франсуа Милле

Ещё одним художником, которым восхищался Ван Гог и чьи картины копировал, был Франсуа Милле. Именно в нём Ван Гог чувствовал «родственную душу» из-за того, что Милле стремился как можно более реалистично изображать жизнь крестьян. Эта тема, как известно, была близка и Ван Гогу. Взяв за основу картину Милле, выполненную пастелью, Ван Гог создал копию, которая в последствии многократно превзошла по популярности оригинал. Используя авторскую технику нанесения крупных мазков и яркий излюбленный контраст небесно-голубого и охры художник создал совершенно новое прочтение сюжета, который использовал Милле.

Винсент Ван Гог, «Полуденный отдых», 1889-1890, 73 х 91 см, холст, масло, Музей д'Орсе. Франсуа Милле, «Полуденный отдых», 1866, 29,2 х 41,9 см, пастель, Музей изящных искусств, Бостон.
Винсент Ван Гог, «Полуденный отдых», 1889-1890, 73 х 91 см, холст, масло, Музей д'Орсе. Франсуа Милле, «Полуденный отдых», 1866, 29,2 х 41,9 см, пастель, Музей изящных искусств, Бостон.

Другая известная картина Ван Гога также скопирована с работы Милле. На этот раз художник был буквально одержим этой идеей и создал не одну, а множество копий. В начале Ван Гог копировал Милле дословно, но позднее, находясь в Арле в июне 1888 года и, видимо, вдохновившись жарким солнцем южной провинции Франции, художник добавляет фигуру сеятеля в собственную авторскую картину и… создаёт знаменитый шедевр. В отличие от картины Милле, где центром композиции является человек, у Ван Гога центральная фигура картины – ярко-жёлтое солнце. На заднем плане художник рисует колосящуюся пшеницу – символ жизненного цикла.

Винсент Ван Гог, «Сеятель», 1888, 64,2 х 80,3 см, холст, масло, Музей Креллера-Мюллера. Франсуа Милле, «Сеятель», 1850, 101,6 х 82,6 см, холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон.
Винсент Ван Гог, «Сеятель», 1888, 64,2 х 80,3 см, холст, масло, Музей Креллера-Мюллера. Франсуа Милле, «Сеятель», 1850, 101,6 х 82,6 см, холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон.

Ван Гог и Рембрандт

Еще одним художником, вошедшим в «пантеон» вдохновителей Ван Гога, был Рембрандт ван Рейн (1606-1669). Копию картины «Воскрешение Лазаря» Ван Гог создаёт, находясь опять же в больнице при Сен-Реми. При этом картина знаменитого голландца не является точной копией, многие детали в ней изменены. Так, опущена центральная фигура работы Рембрандта – Иисус Христос. В облике Лазаря угадываются черты самого Ван Гога, а скорбящих сестёр художник писал со своих реальных знакомых из Арля. На задний план картины Ван Гог помещает излюбленные им пшеничные поля и солнце, полностью переосмыслив тему картины – человеческие страдания.

Винсент Ван Гог, «Воскрешение Лазаря», 1890, 50 х 65,5 см, холст, масло, Музей Ван Гога, Амстердам. Рембрандт ван Рейн, Воскрешение Лазаря, 1632, 36,7 × 25,8 см, гравюра, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Винсент Ван Гог, «Воскрешение Лазаря», 1890, 50 х 65,5 см, холст, масло, Музей Ван Гога, Амстердам. Рембрандт ван Рейн, Воскрешение Лазаря, 1632, 36,7 × 25,8 см, гравюра, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.

Ван Гог и Утагава Хиросигэ

«Все мои работы в какой-то степени основаны на японском искусстве», - писал Ван Гог своему брату Тео 15 июля 1888 года. Художник открыл для себя японские гравюры во время пребывания в Париже, и это оказало огромное влияние на его творчество. Он восхищался минималистичными композициями, яркими цветами, отсутствием линейной перспективы и необычной точкой зрения, которой отличались японские мастера. Из всех произведений искусства, которые копировал Ван Гог, именно изучение японских гравюр оказало на него наибольшее влияние. Он объединил все упомянутые выше элементы и смешал их с западными идеями, чтобы создать свой собственный уникальный стиль.

Ван Гог скопировал несколько гравюр японского художника-графика Утагавы Хиросигэ, часто комбинируя элементы из разных произведений, чтобы придать им более экзотический вид.

Винсент ван Гог, «Мост под дождем», 1887, 73,3 х 53,8 см, холст, масло, Музей Ван Гога, Амстердам. Утагава Хиросигэ, «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту», 1857, 22,6 см х 33,8 см, Музей Ван Гога, Амстердам.
Винсент ван Гог, «Мост под дождем», 1887, 73,3 х 53,8 см, холст, масло, Музей Ван Гога, Амстердам. Утагава Хиросигэ, «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту», 1857, 22,6 см х 33,8 см, Музей Ван Гога, Амстердам.

Копии Ван Гога

Рассматривая работы, которые Ван Гог выбрал для копирования, мы не можем уличить художника в плагиате, но можем увидеть творческое переосмысление гения. Его версии оригиналов произведений отличаются узнаваемой авторской манерой Ван Гога и демонстрируют различные настроения, в которых пребывал художник во время работы. Так, копии, созданные в Париже или Арле, носят более оптимистичный характер, тогда как картины, созданные в Сен-Реми, посвящены теме человеческих страданий, что подчёркивает внутренние переживания самого Ван Гога, находящегося на лечении в больнице.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц