Как и для чего Винсент Ван Гог копировал картины Милле, Делакруа, Доре и даже Рембрандта? Рассказываем в этой статье.
Винсент Ван Гог в наши дни знаменит двумя вещами. Во-первых, своей плодовитостью и темпами работы: всего за 10 лет он создал 2100 произведений искусства. А, во-вторых, своими проблемами с психикой. Знаменитый инцидент с ухом стал катализатором того, что художник попал в психиатрическую больницу при Сен-Реми, в которой прожил год без возможности работать на пленэре. Из-за нехватки живых моделей художник многократно прибегал к копированию шедевров других мастеров, которыми восхищался и репродукции картин и гравюр которых ему присылал в больницу брат Тео. Большинство копий, о которых сегодня пойдёт речь, относятся именно к этому периоду творчества Ван Гога, но также мы расскажем о работах, созданных художников в Париже и Арле.
Ван Гог и Эжен Делакруа
Копию картины Эжена Делакруа «Добрый самаритянин» Ван Гог сделал в мае 1890-го года. Картина отражена зеркально, что говорит о том, что, возможно, она была скопирована с гравюры. Хотя сюжет детально повторён, копия Ван Гога отличается авторской манерой художника. Также Ван Гог использует совсем другие оттенки, нежели Делакруа: вместо тёплых коричневых и красных – более яркие охристый жёлтый и голубой. Сюжет работы вдохновлён библейской притчей, согласно которой добрый человек из Самарии (поэтому картина и названа «Добрый самаритянин») остановился, чтобы помочь раненому мужчине, лежащему у края дороги, тогда как другие проходили мимо.
Ван Гог и Гюстав Доре
Другую знаменитую копию Ван Гог создал, находясь на лечении в психиатрической больнице Святого Павла, расположенной в бывшем монастыре Сен-Реми. В письмах художник просил своего брата прислать ему другую гравюру – «Каторга» Регаме, но, не получив её, использовал в качестве референса работу Гюстава Доре. Оригинальная гравюра изображает «парад заключённых» в Нью-Гейтской тюрьме: преступники многократно проходили перед сыщиками по кругу, чтобы те могли запомнить лица осуждённых. Ван Гог использует этот сюжет, но его картина символизирует «замкнутый круг» жизни. Картина выполнена в мрачной сине-зелёной гамме, лица заключённых едва различимы, кроме одного – в герое угадываются черты самого художника, который скорее всего отождествлял себя с заключёнными, находясь на лечении в закрытой больнице.
Ван Гог и Франсуа Милле
Ещё одним художником, которым восхищался Ван Гог и чьи картины копировал, был Франсуа Милле. Именно в нём Ван Гог чувствовал «родственную душу» из-за того, что Милле стремился как можно более реалистично изображать жизнь крестьян. Эта тема, как известно, была близка и Ван Гогу. Взяв за основу картину Милле, выполненную пастелью, Ван Гог создал копию, которая в последствии многократно превзошла по популярности оригинал. Используя авторскую технику нанесения крупных мазков и яркий излюбленный контраст небесно-голубого и охры художник создал совершенно новое прочтение сюжета, который использовал Милле.
Другая известная картина Ван Гога также скопирована с работы Милле. На этот раз художник был буквально одержим этой идеей и создал не одну, а множество копий. В начале Ван Гог копировал Милле дословно, но позднее, находясь в Арле в июне 1888 года и, видимо, вдохновившись жарким солнцем южной провинции Франции, художник добавляет фигуру сеятеля в собственную авторскую картину и… создаёт знаменитый шедевр. В отличие от картины Милле, где центром композиции является человек, у Ван Гога центральная фигура картины – ярко-жёлтое солнце. На заднем плане художник рисует колосящуюся пшеницу – символ жизненного цикла.
Ван Гог и Рембрандт
Еще одним художником, вошедшим в «пантеон» вдохновителей Ван Гога, был Рембрандт ван Рейн (1606-1669). Копию картины «Воскрешение Лазаря» Ван Гог создаёт, находясь опять же в больнице при Сен-Реми. При этом картина знаменитого голландца не является точной копией, многие детали в ней изменены. Так, опущена центральная фигура работы Рембрандта – Иисус Христос. В облике Лазаря угадываются черты самого Ван Гога, а скорбящих сестёр художник писал со своих реальных знакомых из Арля. На задний план картины Ван Гог помещает излюбленные им пшеничные поля и солнце, полностью переосмыслив тему картины – человеческие страдания.
Ван Гог и Утагава Хиросигэ
«Все мои работы в какой-то степени основаны на японском искусстве», - писал Ван Гог своему брату Тео 15 июля 1888 года. Художник открыл для себя японские гравюры во время пребывания в Париже, и это оказало огромное влияние на его творчество. Он восхищался минималистичными композициями, яркими цветами, отсутствием линейной перспективы и необычной точкой зрения, которой отличались японские мастера. Из всех произведений искусства, которые копировал Ван Гог, именно изучение японских гравюр оказало на него наибольшее влияние. Он объединил все упомянутые выше элементы и смешал их с западными идеями, чтобы создать свой собственный уникальный стиль.
Ван Гог скопировал несколько гравюр японского художника-графика Утагавы Хиросигэ, часто комбинируя элементы из разных произведений, чтобы придать им более экзотический вид.
Копии Ван Гога
Рассматривая работы, которые Ван Гог выбрал для копирования, мы не можем уличить художника в плагиате, но можем увидеть творческое переосмысление гения. Его версии оригиналов произведений отличаются узнаваемой авторской манерой Ван Гога и демонстрируют различные настроения, в которых пребывал художник во время работы. Так, копии, созданные в Париже или Арле, носят более оптимистичный характер, тогда как картины, созданные в Сен-Реми, посвящены теме человеческих страданий, что подчёркивает внутренние переживания самого Ван Гога, находящегося на лечении в больнице.