Интересная история: у России с Польшей отношения почти всегда были не очень. Да и сейчас они не самые дружественные. Между тем, было время, когда один человек мог сделать для единения народов очень многое. Но он, как представляется, пошел несколько по иному пути.
Речь о Константине Константиновиче Рокоссовском – на мой взгляд, таком же «маршале Победы», как и Георгий Константинович Жуков.
В связи с частой критикой последнего сейчас всё чаще встречается мнение, что именно Рокоссовский выиграл войну. Я бы не была так категорична. Но этот вопрос мы можем обсудить в комментариях к статье. Я бы пока хотела поговорить о другом:
Константин Константинович Рокоссовский якобы настаивал на том, чтобы Дрезден, Кёнигсберг и другие восточные земли Германии перешли Польше.
Почему?
Назначение Рокоссовского
После победы в Великой Отечественной войне Иосиф Виссарионович Сталин направил Константина Константиновича Рокоссовского командовать группировкой войск в Польше.
Это было сделано с тем прицелом, чтобы Советский Союз сохранил свое политическое влияние в Центральной и в Восточной Европе.
Планы были далеко идущие. И они поначалу реализовались идеально. Рокоссовский не только способствовал победе коммунистов в Польше в 1947 году, но и вошел в правительство республики, где занял посты:
· министра обороны;
· заместителя председателя Совета министров.
Одним словом, Рокоссовский стал одной из центральных фигур в Польше. При этом в СССР он остался своим человеком.
Если верить поэту Феликсу Чуеву, который беседовал с маршалом авиации Головановым, Сталин на ближней даче подарил однажды Константину Константиновичу букет белых роз. Сталин был очень сильно заинтересован в том, чтобы Рокоссовский работал в Польше, проводил определенную политику.
Как говорил Иосиф Виссарионович: «Я бы очень хотел, Константин Константинович, чтобы вы согласились. Иначе мы можем потерять Польшу».
И Рокоссовский согласился. Он ничего не терял, многое приобретал. Помимо прочего, возможность решать вопросы, связанные со страной, к которой маршал этнически принадлежал.
А Сталин при этом имел возможность влиять на европейскую республику, зная, что в ней занимает высокие посты человек надежный.
Рокоссовский же интересовался политической жизнью Польши всегда – с конца войны. Он знакомился с людьми, которые заняли важные посты в правительстве государства. Он сам задавал тон.
И что из этого получилось?
Шовинист Рокоссовский
Как минимум Константин Константинович закрыл глаза на происходящее, когда в Польше начались «чистки». Поляки выгоняли немцев из своей страны. Но, как говорят, Константин Константинович говорил Сталину, что нужно отдать полякам Дрезден, Кёнигсберг.
Я не могу утверждать однозначно. Нет железных доказательств.
Если так было на самом деле, то, очевидно, Рокоссовский радел за Польшу, хотел, чтобы государство прирастало землями.
Мог ли Сталин согласиться? Наверное, генералиссимус никогда бы не пошел на такой шаг. Думаю, что ему выгоднее было, чтобы Калининград был советским, а Дрезден – немецким, ГДРовским. Не было смысла для Сталина устраивать передачу земель.
Допустим, случилось бы так, как хотел Рокоссовский. Что бы было?
Для России – ничего хорошего. Калининград не был бы нашим. А Германия бы долго вспоминала, что Сталин передал Польше Дрезден.
Это всё «если бы». Факт же в том, что Константин Константинович не просто продвигал интересы СССР в Польше, выстраивал оборону таким образом, чтобы успешно противостоять НАТО, но и радел за республику. И чем она ему отплатила?
Расплата
В 1950 году на Константина Константиновича было совершено два покушения. Виновных не нашли.
А в 1956 году Рокоссовский уехал из Польши навсегда. Наверняка, ему было тяжело это сделать. Но маршал был вынужден это совершить.
Поляки сначала хотели полной свободы. Затем поддались на уговоры НАТО, надеясь, что жить будут, как в той же Германии.
В 2017 году Рокоссовского лишили звания почетного гражданина города Щецина.
Не понимаю таких поступков. К истории, мне кажется, нужно относиться уважительно. Хотя, конечно, меня с моей позицией есть за что упрекнуть. К примеру, я сама против памятников Бандере. Он – преступник. И это бесспорно. Но вот памятники Ленину, несмотря на смену строя, у нас сохранились. Есть улицы Революционные и Коммунистические. И никому это, как мне кажется, не вредит. Как считаете?