Найти в Дзене
Вестник истории

«Есть и такие… которые не имеют человеческого образа»: что французы писали о казаках после войны 1812 года?

Союзная армия входит в Париж. Карикатура начала XIX в.
Союзная армия входит в Париж. Карикатура начала XIX в.

Зарубежные свидетельства об отечественных солдатах или простых жителях страны читать всегда интересно. В некоторых случаях они помогают нам пролить свет на какие-то тайны прошлого, заполнить пробелы в знаниях. Зачастую сообщения эти бывают противоречивы: одни описывают негативную сторону, другие положительную. Точно также различаются описания казаков, с которыми встретились французы вначале на полях сражения в 1812 г., а затем уже в родном Париже: об этом мы сегодня и поговорим.

Следует предварительно сказать, что наполеоновская пропаганда исключительно расстаралась, стараясь рисовать казаков в образе этаких страшных чудищ, «полуазиатов-полускифов», жестокость которых якобы перешла всяческие границы. А самому Наполеону Бонапарту даже приписывают произнесение такого афоризма:

«Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя».
Наполеон
Наполеон

Понимая, что выгнать русские войска со своих территорий не удастся, в 1814 г. французские власти разворачивают против них настоящую пропагандистскую кампанию. В частности, в Париже выпускают брошюру, посвящённую преступлениям, которые якобы совершили казаки. В ней фигурировали как сведения об осквернении храмов, так и почти невероятные сообщения об убийстве младенцев в колыбелях.

Разумеется, Наполеону была на руку печать этой и подобных брошюр, а уж реальные или выдуманные преступления имелись в виду – не особо важно. В частности, когда Бонапарту доложили, что население Франции находится в бедственном положении, он будто бы воскликнул:

«Это расстраивает вас?! Эх! В этом нет большого вреда! Когда крестьянин разорён, когда его дом сгорел, ему ничего не остаётся кроме как взять в руки ружьё и идти сражаться».
Карикатура 1814 г. "Сибирский казак"
Карикатура 1814 г. "Сибирский казак"

Любопытные описания казаков оставляли и простые жители. Так, горожанка Этампа, городка, находящегося чуть южнее Парижа, писала о них:

«Есть даже и такие… которые не имеют человеческого образа, все лицо их покрыто длинной, в шесть пальцев, бородой, одеты они в медвежьи и черные овечьи шкуры…».

Правда, впоследствии она отметила, что таковых всё же было «меньшинство».

Другой француз оставил не менее красочное описание, где опять-таки русских сравнивают со свирепыми медведями:

«Огромного роста, в нахлобученных мохнатых шапках, они таращили налитые жестокостью глаза, потрясали пиками, обагренными кровью, а на шее у них болтались ожерелья, состоявшие из человеческих ушей и часовых цепочек…».

А вот что писали очевидцы из Шампани и Бри:

«Когда мы увидели, как по улицам скачут на своих маленьких нервных лошадках эти ужасные северные медведи… с козлиной бородой, в меховых жилетах мехом наружу, с пистолетами за поясом, с пиками, надетыми на жерди восьми футов… мы сразу решили, что беженцы, рассказывавшие нам о них, были правы, когда обратились в бегство, и что они не обманули нас на их счет».

С другой стороны, в написанной по поручению Наполеона французским историком книге о казаках, помимо привычных пассажей о дикости, немалое количество страниц посвящено их едва ли не сверхъестественным способностям: тонкому слуху, чисто звериному обонянию и невероятной физической силе и выносливости. Казаки при этом не только сильны в физическом плане, но и в моральном – совершенно бесстрашны. Автор находит у них, правда, один недостаток – отсутствие дисциплины и «отвращение к какому бы то ни было порядку».

Русские в Париже. Карикатура начала XIX в.
Русские в Париже. Карикатура начала XIX в.

В то же время, чем больше времени проходило, тем более положительными предстают в сочинениях иностранцев казаки. Так, в 1818 г., один комиссар полиции писал, что, когда по их землям проходила колонна саксонских войск, они поразили жителей этих местностей своей грубостью, требовательностью и неуважением. Это поведение «резко контрастировало по сравнению с таковым бригады казаков… Несмотря на внешний вид и манеры общения несчастных варваров, казаки продемонстрировали самый мягкий характер и большую непритязательность».

В своих дневниках и письмах друг к другу французы пишут о большой доброжелательности казаков, которую те особенно проявляли по отношению к детям. Сообщений о их дикости или о преступлениях, совершённых на территории Франции, становится всё меньше.

Больше того, в Париже тех лет появляется немало карикатур, на которых казаки изображаются ловеласами, пытающимися ухаживать за барышнями, а также стремящимися перенять французский образ жизни.

Карикатура начала XIX в.
Карикатура начала XIX в.

Наш краткий обзор сообщений иностранцев был бы не полон без реакции на казаков со стороны французских генералов. Многие из них признавали боевые качества казачьего войска и их неутомимый дух. Так, министр Наполеона, генерал Коленкур утверждал: «Надо отдать справедливость, что Россия обязана успехам казаков в эту войну».

Французский генерал Де Барт назвал донских казаков лучшими «из всех лёгких войск».

«Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца, погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова».

А французский генерал Винцингероде, считавший венгерскую конницу самой лучшей в мире, признал, что после увиденной им атаки генерала Иловайского (бой состоялся после Бородинского сражения) «должен отдать преимущество казакам перед венгерской конницей».

(с) Zeist

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!