Клод Моне – один из самых ярких художников времен зарождения импрессионизма как жанра. Ведь благодаря одной из его картин это легкое и воздушное направление в живописи и получило свое название. Шуточная цитата одного из критиков: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества» (если переводить дословно), запомнилась и закрепилась (impressionnisme или впечатленцы). Вспомним же самые знаменитые из его картин, которые помогли изменить историю мировой живописи.
Впечатление. Восход солнца
Именно эта картина первой всплывает перед глазами, при упоминании художника. Но название стиля импрессионизм появилось не совсем благодаря ему, впечатленцами художников назвал критик Луи Леруа. Однако картина «Восход солнца» действительно яркий пример особенностей письма в этом жанре: мазки резкие, быстрые, а цвета чистые, без смешивания на палитре.
Завтрак на траве
Мало кто знает, но у этой картины есть две версии, которые хранятся в разных музеях: одна – в Париже, другая – в России. Эта работа знаменательна тем, что она считается плодом долгих раздумий Моне на тему, как лучше всего рисовать человека в условиях пленэрной, быстрой зарисовки.
После долгих трудов художник пришел к выводу, что не нужно усложнять себе жизнь, пытаясь нарисовать все и сразу. При работе на природе он ловил общую атмосферу, а персонажей зарисовывал отдельно, в виде этюдов. После чего объединял все детали уже в своей мастерской. Так сохранялась легкость без потери образов, как говорил сам Моне: «Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны».
Кувшинки
Картина считается знаковой сразу по двум причинам. Во-первых – это также плод некоторых экспериментов художника. А именно – это его попытки уйти к абстракционизму. Он и раньше рисовал подобные сюжеты, но эта картина стала намного смелее, в плане мазков и подбора цветов.
Во-вторых, «Кувшинки» входят в серию картин «Нимфеи». Это особая подборка работ, которые художник создавал уже имея некоторые проблемы со зрением. Рассматривая цикл подробно, а это 250 картин, можно проследить, как усугублялась с годами ситуация со зрением у художника. У него развивалась катаракта.
Лондон. Парламент
В период создания этой картины художник много экспериментировал с цветами. Он писал свои работы, не выходя из мастерской, поэтому в них мало достоверности, но много эмоций. Эта абстрактная манера очень полюбилась Моне, а вдохновителем экспериментов стал британский художник Уильям Тернер.
Моне разработал сложную схему соотношения цветов, которая позволяла ему работать без прямого соприкосновения с натурой. Так была написана серия из 37 картин. «Лондон. Парламент» самая знаменитая из них, благодаря своей необычной, туманной манере, на грани между импрессионизмом и абстракционизмом.
Бульвар Капуцинок
Моне вообще любил писать бульвар Капуцинок, так что у него этот сюжет встречается довольно часто, в разное время года и даже в разное время суток. Одну из картин художник писал, находясь в гостях у своего друга фотографа Надара. В доме №35 на бульваре Капуцинок находилась его рабочая студия.
Картина вдохновила Писсарро обратиться к городским сюжетам в своих работах. Техника мазков Моне хорошо передает суетливую атмосферу города, что и делает ее такой завораживающей.
Для любителей жанра импрессионизм творчество Моне стало примером и вдохновением. Классика не умирает никогда и, поэтому, многие даже современные художники, используют приемы и мотивы классиков в своих работах. Это не плохо, и не хорошо, это просто факт и, возможно, важный переходный этап в мире творчества, который будет иметь огромное значение через пару десятков лет.