Эта незаурядная, выдающаяся актриса сегодня забыта. Но было время - она вызывала восхищение самого Константина Сергеевича Станиславского, а театроведы, знатоки и любители театра ставили ее имя в один ряд с величайшими актрисами мира.
Серафима Бирман родилась в Кишиневе 10 августа 1890 г. в семье военного. Умная, начитанная, к тому же, мечтательная девочка хотела стать актрисой, хоть и была некрасива собой - долговязая, нескладная, с очень крупным носом. Но это не смущало ее, она была убеждена, что «некрасивость» на сцене обязательно пропадает (ведь была же великая Стрепетова сутулой, а как ее любили зрители...).
Окончив гимназию с золотой медалью, Сима уехала в деревню к старшей сестре, которая практиковала там врачом. Сестра, зная ее стремление к актерству, позвала к себе, сообщив, что местный помещик К. Ф. Казимир, увлеченный театром, устраивает в своем имении любительские спектакли. В них стала участвовать и Сима. И именно Казимир разглядел в ней настоящее дарование. Он оказал девушке материальную помощь, чтобы она могла учиться актерскому мастерству у профессиональных педагогов.
В 1908 г. Серафима Бирман переехала в Москву и поступила на частные «Курсы драмы А.И.Адашева». В 1913 г. группа молодых актеров (С.Бирман, Е.Вахтангов, С.Гиацинтова, М.Чехов) основала Первую студию МХАТ. На этой сцене Серафима делала все, что выпадало делать начинающим актерам: выходила нищенкой в массовке последнего акта «Царя Федора Иоанновича» (рядом с ней на паперти собора были и другие "нищие" - Михаил Чехов и Евгений Вахтангов); находилась среди невидимых на черном фоне людей, одетых в черный бархат, чьими руками на глазах детей совершаются чудеса в «Синей птице». Опыт «массовок» избавил Симу от страха публичности. Нельзя не упомянуть о том, что в годы Первой мировой войны, будучи занятой в спектаклях Первой студии МХАТа, Серафима успевала работать сестрой милосердия в госпиталях.
Позже Бирман играла во множестве пьес: «Хозяйка гостиницы» , «Село Степанчиково», «Смерть Пазухина», «Плоды просвещения». А в сентябре 1924 г. студия была преобразована во МХАТ 2-й, который возглавил Михаил Чехов. В этом театре Бирман играла Кашперскую в «Колесе счастья», госпожу Динеску - «В доме господина Драгомиреску», Королеву Анну - «Человек, который смеется», фрау Кетвиг- «Суд» и др.
В 1936-1938 г.г. Серафима Бирман служила в театре МОСПС (теперь - театр Моссовета), в котором поставила спектакль «Васса Железнова», сыграв в нём главную роль. В 1938 г. Бирман становится одним из основателей театра Ленинского комсомола. А с 1958 г. и до конца дней - актриса театра им. Моссовета.
Нам не довелось наблюдать знаменитую актрису в театре, но, к счастью, есть возможность увидеть ее на киноэкране. Бирман начинала еще с немого кино - «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и др.
В 1944 году Серафима Бирман исполнила одну из главных ролей в исторической киноленте Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Она гениально сыграла роль Ефросиньи Старицкой. За эту работу в 1946 году актриса удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артистки РСФСР. Впоследствии Бирман исполнила в кино ряд характерных комедийных ролей («Обыкновенный человек», «Безумный день»).
У нее носовой, высокий голос и потрясающее умение буквально в минуту перевоплощаться - этим она удивляла и покоряла зрителя. В «Обыкновенном человеке» Констанция - комический персонаж и воплощение собственнических пережитков. Она поселяется в доме Ладыгиных, где все ее терпеть не могут, лезет в жизнь дочери, устраивая ее личные дела. Бирман создала образ не просто неприятной, а отвратительной особы. В «Безумном дне» Бирман совершенно другая. Она так легка и потешна в этом водевиле! Доктор из однодневного санатория, практикующий лечение покоем. У нее навевающие сон интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Мы вас положим в мешочек... В теплый мешочек и на крышу". В кино у Серафимы Бирман немного ролей - и все прекрасны.
Серафима Германовна была не только талантливой актрисой и режиссером, но и одаренным писателем: ее книги «Труд актера», «Путь актрисы», «Судьбой дарованные встречи», «Актер и образ» вышли еще при ее жизни.
Она получала массу писем от благодарных зрителей и на каждое письмо, невзирая на сильную занятость, отвечала. Уважение, внимание к зрителям - черта интеллигентного, доброго человека. Когда-то сказала: «Если я не отвечу, у меня такое чувство, что я положу человеку в его протянутую руку камень».
Ее муж - Александр Викторович Таланов, писатель, журналист, сценарист. Детей у них не было.
Серафима Германовна в последние годы жизни тяжело болела, скончалась 11 мая 1976 года в возрасте 85-ти лет.