Найти в Дзене

Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра. Часть 1

Сегодня мы поговорим о голосе педагога – воспитателя, учителя, преподавателя. Во все времена важным показателем педагогического мастерства являлась и является речь учителя, ее техника, чистота, грамотность, лексическое богатство, выразительность. Педагогу, пожалуй, приходится использовать речь больше, нежели представителю любой другой профессии. Как и любой другой «инструмент», голос может ломаться, «портиться» и выходить из строя.

Болезни голосовых складок (так в профессиональной медицинской лексике называется то, что мы привыкли в обыденной речи называть голосовыми связками) - различного вида осиплости, охриплости, дисфонии и частичная или полная потеря голоса у учителей проявляются часто в связи с повышенными нагрузками на голосовой аппарат. Поэтому представителям «голосовых» профессий особенно важно знать, как уберечь свой голосовой аппарат и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.

В нашей статье врач-оториноларинголог, фониатр Клиники «СМИТРА» Демидов Егор Евгеньевич даст 10 ценных советов о том, как педагогу сохранить главный инструмент – голос.

Прием врача-фониатра Демидова Е.Е. в клинике "Смитра", г. Новосибирск
Прием врача-фониатра Демидова Е.Е. в клинике "Смитра", г. Новосибирск

Совет №1. Не пренебрегайте ранней диагностикой. Исследование состояния речевого аппарата у представителей педагогических профессий является обязательным. Особенно, если вы заметили у себя любые патологические проявления, связанные с голосом. Снижение силы голоса, сужение диапазона, уменьшение полетности певческого голоса, осиплость голоса, уменьшение звучности голоса, затруднение при разговоре, усталость голоса могут быть начальными проявлениями заболеваний речевого аппарата и требуют вмешательства доктора.

Совет №2. Позволяйте голосу отдыхать. Используйте любую, самую маленькую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Другими словами, просто помолчать. Многие педагоги забывают об этом и продолжают вести разговоры с коллегами и учениками даже на переменах, да еще и с той же интенсивностью. Как результат, вечером появляется охриплость, усталость голоса, различные неприятные и болевые ощущения в области горла.

Совет №3. «Молчание – золото». Хорошей привычкой станет 2-3 часовое молчание после окончания трудового дня. При необходимости в этот период пользуйтесь речью минимально: фразы должны быть короткими, лаконичными, сама речь – очень тихой. Не допускайте в этот период продолжительных и, тем более, громких разговоров.

Совет №4. Не переохлаждайтесь! Голосовой аппарат специалиста голосо-речевой профессии очень чувствителен к резким перепадам температур. Поэтому в холодное время года не выходите на улицу сразу после голосовых нагрузок, подождите 15-20 минут, «разогретому» нагрузкой голосовому аппарату необходимо время, чтобы остыть. Также вы можете охладить голосовые складки, выпив перед выходом на улицу несколько глотков воды комнатной температуры.

Совет №5. Лечитесь вовремя. Важное значение в здоровье голосового аппарата имеет здоровье верхних дыхательных путей. Заболевания носа и околоносовых пазух, ангины, тонзиллит могут вызывать и поддерживать воспалительные изменения в гортани. Поэтому при наличии любых заболеваний верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору-оториноларингологу для диагностики и лечения. При возникновении острых простудных заболеваний вы должны быть немедленно освобождены от работы. Обратитесь к врачу при первых появлениях простуды и соблюдайте строгий голосовой режим. Возвращайтесь к работе только после ликвидации воспаления и полного восстановления речевых функций, так как, например, недолеченый острый ларингит может перейти в хроническую форму и надолго вывести учителя из строя, лишив голоса.

Читать продолжение>>>

Материал подготовлен при участии врача-фониатра клиники «СМИТРА» Демидова Егора Евгеньевича.

-2

Пение
3339 интересуются